«Формирование положительного отношения старших дошкольников к миру труда и профессий в условиях реализации Программы развития ДОУ»

«Формирование положительного отношения старших дошкольников к миру труда и профессий в условиях реализации Программы развития ДОУ»

Тиунова Елена Николаевна, педагог – психолог

 МБДОУ «Менделеевский детский сад»

 

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

В соответствии с Программой развития МБДОУ «Менделеевский детский сад» приоритетным направлением деятельности является организация работы с детьми по социально – коммуникативному развитию, а именно «Введение дошкольников в мир профессий», где одной из основных задач является создание системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых.

Проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной теме, мы выяснили, что для старших дошкольников характерен высокий уровень любознательности, они эмоционально реагируют на все новое, с желанием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности.

 Профессиональная ориентация детей в процессе приобщения к миру взрослых способствует накоплению полезного социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, помогает регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Следовательно, важно отбирать те формы и методы работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, а именно, дидактические игры.

Данные формы работы со старшими дошкольниками основаны на общей (А.Н. Леонтьев) и специальной (Д.Б. Эльконин) психологической теории игры, с позиции деятельностного подхода в развитии психики и в рамках ведущей деятельности данного возрастного периода, т.е. в игровой деятельности ребенка. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

 - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей важное место;

 - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

 - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами.

Критерии игровой деятельности (игры профессионального характера)

( Методика В.П. Кондрашов)

Критерии

Показатели

Уровень

Применение в игре знаний, полученных из разных источников (дидактические игры.)

- самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие.

-играет в игры, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда.

-использует в дидактических играх знания о современных профессиях: банкир, налоговый инспектор, провизор и др.

 

Самостоятельное использование дидактических игр  в самостоятельной деятельности детей.

-самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру.

- у ребёнка разнообразные игровые интересы.

 

Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласно с партнером.

- объединяют в одной игре несколько сюжетов.

- самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия персонажей.

 

 

Уровни

Показатели

Баллы

Высокий уровень

У ребенка сформированы игровые умения

10 - 8

Средний уровень

Ребенок  проявляет игровые умения с помощью взрослого.

7 - 3

Низкий уровень

У ребенка игровые умения, навыки развиты достаточно слабо.

Ниже 3

 

Игровой прием - Дидактическая игра «Вращающийся диск «Верни предмет».  Игра состоит из двух вращающихся дисков, на большом диске изображены люди разных профессий, на маленьком – предметы, которые люди используют в своей работе. Педагог с ребенком выбирают картинку, педагог задает вопрос: «Кому вернуть предмет?». Ребенок находит подходящую картинку, отвечает на вопрос. Например: расческу верну парикмахеру...и т.д.

По моему мнению, именно этот прием позволяет эффективно развивать самостоятельность, активность мышления, и речь у детей. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Педагог  ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Итак, организация и проведение дидактических игр  по ознакомлению с профессиями в дошкольном возрасте способствует формированию положительного отношения дошкольников к миру труда и профессий.

 

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: