"Использование проектной деятельности в рамках реализации программы развития ДОУ"

Хлебникова Наталья Александровна

воспитатель

МБДОУ «Савинский детский сад»

"Использование проектной деятельности в рамках реализации программы развития ДОУ"

Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования.

Поэтому коллективом дошкольного образовательного учреждения было принято решение о разработке программы развития на период с 2016 по 2020 годы.   В программе развития ДОУ «Успех» ведущим направлениям деятельности детского сада стало моделирование совместной деятельности по экологическому развитию с детьми и родителями на основе организации проектной деятельности.

В  программе развития ДОУ отмечено, что одним из результатов педагогической деятельности является «повышение  компетентности педагогов в области применения проектного метода по формированию экологической культуры воспитанников»

  В ходе мастер - класса более подробно рассмотрим следующий  конкретизированный результат: как  формировать экологическую культуру воспитанников  в процессе проектной деятельности.

Организуя работу в данном направлении, мы используем метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

 Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок  не всегда может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата

Уровни развития экологической  культуры воспитанников  в процессе проектной деятельности (Т.Н.Сутурина)

  1. 1.         Низкий уровень характеризуется низкой интеллектуальной активностью и неустойчивым проявлением интереса к содержанию проекта. Низкий уровень экологической культуры, несформированность представлений о явлениях и объектах природы, их закономерностях
  2. 2.         Средний уровень  Воспитанники  во время реализации проектов  эмоциональны, активно поддерживали разговор в том случае, если заданные      вопросы были предложены взрослым, что свидетельствует о наличии ситуативного      интереса к объектам и закономерностям природных явлений. Неполный объем знаний о природе, не могут установить в полной мере связи и зависимости в жизни природных объектов, недостаточной сформированности представлений детей о экологии.
  3. 3.         Высокий уровень. Воспитанники проявляют творческую активность, любознательность в  проектной деятельности,  самостоятельность, инициативу в  реализации проекта  и его исполнение.   У  воспитанников имеются экологические знания о связях и зависимостях в природе, высокий уровень экологической культуры.

 В процессе овладения навыками проектной деятельности были разработаны и апробированы на практике три авторских проекта: «Кому нужна вода», «Как живешь Савинский пруд», «Экологическая тропинка по Савинскому лесу».

На примере реализации проекта  «Кому нужна вода ?»  можно проследить какие педагогические приемы можно использовать в образовательной деятельности. Работа над реализацией проекта проходила в несколько этапов.

1-2 этап «Постановка и обсуждение проблемы». Одним из приемов, которые использовали на данном этапе – прием(1) «Решение проблемных ситуаций». При постановке темы проекта была      использована жизненная ситуация - отключение воды в группе.

Цель: учить решать проблемную ситуацию,  выдвигать свои  суждения, находить совместный выход решение проблемы.

 Ход. В ходе беседы  предлагается ситуация «Представьте, что вы пришли с прогулки, а  воду отключили, что будем делать ? Предлагать пути решения. Какая проблема? Как ее можно решать? Кому нужна вода? В конце  принять  решение: узнать о роли воды в жизни растений, животных, человека. Данный прием  учит  решать   проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения  проблем, поставленных  взрослым

В ходе 3 этапа «Работа над проектом» поставленные задачи решались через разные виды деятельности: опыты и эксперименты: по выявлению свойств воды, её очистке, экологические игры и другую совместную деятельность.  На данном этапе использовали  разные эксперименты, среди них эксперимент(2) «Очистка воды»:

Цель: познакомить  со способами очистки воды при помощи различных материалов, развивать исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; способность анализировать, стимулировать  к самостоятельному формулированию выводов.

3 . Экологическая игра:  «Правила бережного отношения к воде»

Цель: формировать бережное отношение  к воде, развивать представления о том, какие действия вредят воде, а какие приносят пользу; способствовать  развитию осознанного отношения  к воде,  как природному источнику

Материал: 2 поля красного и зеленого цвета, карточки  с экологическими ситуациями о  воде, фишки

Ход. Предлагаем 2 поля красного и зеленого цвета . Ведущий раздает  карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с водой .Ведущий предлагает  назвать ситуацию . Обосновать свой выбор, а затем карточку прикрепить   на поле красное или зеленое. За правильное выполненное задание участник  получает фишку. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек. Данная игра формирует представления о правилах осознанного отношения к воде

4 этап - презентация проекта. В ходе осуществления проекта были созданы выставки детских рисунков, альбомы  рассказов и сказок о воде. Среди них использовали прием  ТРИЗ(4)  «Волшебный экран» « Все о воде»

Цель: обобщить знания о воде, ее необходимости для природы учит  закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать, воспитывать бережное отношение к воде, формировать экологическую культуру, развивать навыки работать в коллективе

Материал: экран (ватман) картинки о воде, клей, карандаш

Ход: Предлагаем экран (ватман), разделен на 9 квадратов. Необходимо разместить картинки в соответствии со схемой

Кому нужна вода

Вода, как часть земли

Берегите воду

Свойства воды

Вода

Польза воды для человека

Вода в прошлом

Вода в настоящем 

Использование воды в будущем

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: