Формирование нравственно-культурных ценностей через реализацию программы по внеурочной деятельности «Этическая грамматика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир») так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этическая грамматика ».

Цели и задачи преподавания

Преподавание курса «Этическая грамматика» направлено на достижение следующих целей:

- осуществление системы духовности и нравственности в учебно-воспитательном процессе школы;
- освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Изучение курса «Этическая грамматика» предполагает достижение следующих задач:

Образовательные:

- расширение и углубление понятия о нравственности;

- раскрытие понятий о чувствах и эмоциях людей;

- самостоятельная работа над собой по выработке духовно-нравственных ценностей;

- понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

Воспитательные:

- воспитание способности развивать в себе умения доброго волшебника;

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание уважения и любви к окружающим людям;

- воспитывать умение учитывать разные мнения и стремиться к коллективному и групповому сотрудничеству;

- воспитывать умение формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию;

- воспитание в себе чувства долга и ответственности за свои поступки.

Развивающие:

- развитие интереса к изучению духовно-нравственных ценностей;

- совершенствование у младших школьников познавательных навыков;

- развитие умение анализировать свои ошибки;

- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

 

    Мною составлена рабочая  программа факультатива   «Этическая грамматика» на основе про­граммы  «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной  и рассчитана на обучающихся 1-4 классов  детей с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)"  

Место предмета в учебном плане

Программа  «Этическая грамматика» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности.  На изучение  программы отводится   по 1 часу в неделю: 1 класс - 33 часа , 2,3,4 классы - 34 часа.

      Программа реализовывалась один год (2класс). Занятия учитель про­водит во внеурочное время. На заня­тиях присутствует весь класс. К ее реализации вовлекались  и  родители. На уроках этической грамматики важна активность школьника, его уча­стие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

 

    Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой  деятельности, решения проблемных ситуаций (дети учатся их решать.)   Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации).

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идѐт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Воспитательные идеи программы:

- Старайся делать добро!

- Бойся обидеть человека!

- Люби и прощай людей!

- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

- Познай мир и себя!

- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

 

Программа "Этическая грамматика" для начальной школы 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: