Роль использования элементов лечебной гимнастики и йоги на уроках физической культуры для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 Адаптация детей в школе, дальнейшая социализация обучающихся  во многом зависит от функционального состояния и уровня адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы. Психоэмоциональное напряжение  развивается в случае замедления процессов адаптации ребенка, что ведет к разобщению в работе сердечно-сосудистой системы и снижению уровня как физической, так и умственной работоспособности.

      Исходя из нормативных документов ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями, программы развития МБОУ «КСОш №1»,  программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать пробуждение в обучающихся желания заботится о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения. В настоящее время в физической реабилитации акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления, ориентируясь прежде всего, на технологии, сопрягающие физические и психические начала человека. Именно поэтому в нашей стране приобретают популярность традиционные восточные системы оздоровления, йога, по праву, занимает среди них особое место.

     Предполагается, что методика лечебной гимнастики с элементами йоги будет способствовать улучшению психического и функционального состояния участников.

Придя работать в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  я столкнулась с проблемой недостаточного физическом и психоэмоционального развитии детей на практике.

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по проблеме содержания процесса физической реабилитации для обучающихся детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального образования мною была разработана по лечебной гимнастике с элементами йоги. Данная программа рассмотрена на заседании  школьного  методического объединения учителей коррекционного образования, представлена на Методическом совете школы и утверждена директором образовательной организации.

Для того чтобы изучить влияние детской йоги на улучшение физического и психоэмоционального  состояния детей, была определена экспериментальная группа обучающихся в количестве 6 человек, в возрасте 10-12 лет.

Данная работа началась в ноябре 2016 года. В исследовании показатели физического развития оценивались  по методике, где определялись показатели физического развития: соматотропические (Таблица 1, Таблица 2) и психофизические (Таблица 3).

 

Показатели физического развития на начало исследования

Таблица 1

               ФИО             

Рост

Вес

Пресс

Гибкость

ЖЕЛ

№ 1

139

32

28

10

1,2

№ 2

133

26

30

11

1,6

№ 3

129

22

26

11

1,5

№ 4

132

34

23

9

1,5

№ 5

141

33

24

7

1,4

№ 6

130

24

29

10

1,6

 

Нормы показателей физического развития

Таблица 2

Показатель

Норма

Девочки

Мальчики

Рост, (см)

134 - 147

135 - 147

Вес, (кг)

30,2 – 38,7

30 – 38,4

Пресс, (раз в мин)

30

35

Гибкость, (см)

9

12

ЖЕЛ, (л)

1,6

1,7

 

Проанализировав данные соматотропического развития обучающихся на первом этапа исследования видим, что уровень физического развития детей в исследуемой группе не соответствует возрастным нормам.

Для оценки показателей психического развития был проведен тест «Я и всё, что меня окружает».  В результате данного теста было выявлено, что у детей проявляется неуверенность в своих силах, заниженный уровень притязаний в планируемой деятельности, дети зависимы от мнения окружающих.

Показатели психофизического развития на начало исследования

Таблица 3

Тип нервной системы

Уровень притязаний

Канал восприятия

Доминирующее полушарие

 

Средний-3 чел.

Слабый-3 чел.

Высокий-1 чел.

Средний-4 чел.

Низкий-1 чел.

Аудиальный-2

Кинестический-2

Визуальный-2

Правое-3

Левое-3

 

Педагогом-психологом школы был составлен психологический портрет обучающихся экспериментальной группы, где мы видим, что:

- три человека со средним типом нервной системы, три со слабым типом;

- у одного обучающегося высокий уровень притязаний, у четырех средний, у одного низкий уровень;

- у двух обучающихся ведущий канал восприятия аудиальный, у двух кинестетический, у двух визуальный;

- у трёх обучающихся доминирующее полушарие – правое и у трёх – левое.

 

Изучив показатели физического развития каждого обучающегося экспериментальной группы,  были разработаны индивидуальные планы коррекции.

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю. Основу занятия составляет лечебная гимнастика в сочетании с элементами детской йоги.

В ходе мастер-класса будут представлены основные асаны йоги,

 

 

 

   

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: