Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на уроке и во внеурочное время.

Мастер-класс

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на уроке и во внеурочное время.

Авторы: Л.В.Широбокова, учитель английского языка МБОУ «МСОШ»

И.В.Вотинова, учитель английского языка МБОУ «МСОШ»

 

Миссия нашей школы определена Программой развития  на 2016 – 2020 годы, как школа, обеспечивающая формирование компетентной личности, ориентированной на социальный успех, способной к профессиональному самоопределению.

Для достижения поставленной цели и задач школы, воплощения в практику данной миссии, необходимо совершенствование учебной и внеурочной деятельности, ориентированное реализацию потенциала развития выпускника, готового к профессиональному самоопределению.

Многие из наших выпускников 9-х классов не готовы к осознанному выбору своей будущей профессии.

Исходя из этого, основой системы профориентационной и предпрофильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах.

До включения в такую деятельность способности ребенка не проявляются. И сам человек не знает, сумеет ли он «найти себя». Вот почему очень важно предоставить возможность учащемуся «попробовать себя» в различных профессиях.

 В прошедшем учебном году мы поставили перед собой цель - организовать профессиональные пробы обучающихся основной и старшей школы в период школьного летнего лагеря  и использовать ресурсы уроков английского языка для «проб сил» наших учащихся. Данная работа очень актуальна сейчас в период становления старшей профильной школы.

Цель мастер-класса – поделиться с коллегами первыми итогами этой работы, услышать их предложения и советы.

Компетентностный подход к организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения предполагает рассмотрение работы по сопровождению профессионального самоопределения не просто как поддержку конкретного профессионального выбора, но как особой образовательной деятельности, нацеленной на формирование  ряда определенных компетенций. Эти компетенции, обозна- ченные в качестве ожидаемых результатов образования в новых ФГОС  общего образования, обеспечивают самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека.

Профессиональные пробы – это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая обоснованному выбору профессии.

Профессиональные пробы не носят обучающего характера, и это не программа профильного обучения. Они более мобильны по своему подходу, содержанию, методике проведения и позволяют школьникам за короткий срок осознать свои возможности, что придаёт им уверенность и свободу выбора будущей профессиональной деятельности.

В пробах  инициатива отдается ученику как субъекту выбора. Основой для принятия решения становится не знание о требованиях профессии, а опыт. Происходит «деятельностное самоопределение». Оно означает, что к концу 9 и 11 классов ученик должен определиться, что он будет изучать, где это будет делать и с какими людьми.

Мы выбрали  коммуникацию   как основание для деятельностного самоопределения. Деловая коммуникация понимается нами как процесс решения коммуникативных задач, носящих метапредметный характер.

 Для решения коммуникативной задачи необходимо обладать определенными компетенциями, решение же задачи приводит к конкретному результату.

Эффективным способом реализации системы деятельностного самоопределения на основе коммуникации, на наш взгляд, являются коммуникативно-деятельностные пробы(КДП).

В КДП моделируется профессиональная ситуация, в которой решается та или иная коммуникативная задача. Учащийся данную задачу пытается решить (не теоретически на бумаге, а практически). Его действия оцениваются, критерии оценки предъявляются заранее.

Критерии оценки появляются в результате декомпозиции коммуникативной задачи. Выделяются компетенции, которыми необходимо владеть, чтобы успешно решить задачу. Затем выделяются признаки в поведении учащегося, по которым можно определить степень сформированности того или иного умения. В соответствии с критериями разрабатываются процедуры оценки результата и составляется техническое задание для учащихся.

Пройдя через КДП и осознав метапрофессиональный характер коммуникативных задач, учащийся оказывается в точке выбора: пойти по пути профессионального или деятельностного самоопределения. Если он выбирает профессиональное самоопределение (понравилась профессия), то ему можно предложить КДП на решение других коммуникативных задач в данной профессии. Если же он выбирает деятельностное (интерес на коммуникативную задачу), то КДП на решение выбранной коммуникативной задачи в других профессиях, либо другие коммуникативные задачи.

Разработанные технические задания для детей и критерии, использованные нами, думаем, будут интересны коллегам на нашем мастер-классе.

Учебные ситуации учебников рассматривают проблемы профессионального и личностного самоопределения. В основе этого процесса лежит целостное представление о роли и значимости английского языка в профессиональной деятельности современного человека, осознание важности этого языка для поликультурного мира наших дней.

Иностранный язык, призванный научить межличностному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, где владение навыками эффективного общения и осознанное применение приемов речевого воздействия является профессиональной нормой, а также способствует формированию важных профессиональных качеств. Предлагаемый учебный материал, представленный в виде рекомендаций педагогам,  дает возможность учащимся поговорить о различных профессиональных интересах, подумать о том, какие личностные качества необходимы человеку, чтобы заниматься той или иной профессиональной деятельностью.

Результат учебных ситуаций состоит в том, ученик умеет строить межличностные отношения, эффективно сотрудничает в команде, решает личные и профессиональные проблемы, демонстрирует хорошие навыки самопрезентации. Для отслеживания достижений учащихся применяются критерии, разработанные авторами учебников.

                                                                                         

Литература.

1. Научно-методическая статья. Коммуникация как основание для деятельностного самоопределения. От профориентации к деятельностному самоопределению. Обшаров К.И., психолог, АНО "Сетевой  институт ПрЭСТО"

2.Методические рекомендации по проведению профессиональной пробы.

Чистякова С.Н.

3.Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального  самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования.  Министерство образования и науки Р.Ф.ФГАУ «Федеральный институт развития образования».Москва, 2014г.

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: