"Использование проектной деятельности в рамках реализации программы развития ДОУ"
Хлебникова Наталья Александровна
воспитатель
МБДОУ «Савинский детский сад»
"Использование проектной деятельности в рамках реализации программы развития ДОУ"
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования.
Поэтому коллективом дошкольного образовательного учреждения было принято решение о разработке программы развития на период с 2016 по 2020 годы. В программе развития ДОУ «Успех» ведущим направлениям деятельности детского сада стало моделирование совместной деятельности по экологическому развитию с детьми и родителями на основе организации проектной деятельности.
В программе развития ДОУ отмечено, что одним из результатов педагогической деятельности является «повышение компетентности педагогов в области применения проектного метода по формированию экологической культуры воспитанников»
В ходе мастер - класса более подробно рассмотрим следующий конкретизированный результат: как формировать экологическую культуру воспитанников в процессе проектной деятельности.
Организуя работу в данном направлении, мы используем метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок не всегда может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата
Уровни развития экологической культуры воспитанников в процессе проектной деятельности (Т.Н.Сутурина)
- 1. Низкий уровень характеризуется низкой интеллектуальной активностью и неустойчивым проявлением интереса к содержанию проекта. Низкий уровень экологической культуры, несформированность представлений о явлениях и объектах природы, их закономерностях
- 2. Средний уровень Воспитанники во время реализации проектов эмоциональны, активно поддерживали разговор в том случае, если заданные вопросы были предложены взрослым, что свидетельствует о наличии ситуативного интереса к объектам и закономерностям природных явлений. Неполный объем знаний о природе, не могут установить в полной мере связи и зависимости в жизни природных объектов, недостаточной сформированности представлений детей о экологии.
- 3. Высокий уровень. Воспитанники проявляют творческую активность, любознательность в проектной деятельности, самостоятельность, инициативу в реализации проекта и его исполнение. У воспитанников имеются экологические знания о связях и зависимостях в природе, высокий уровень экологической культуры.
В процессе овладения навыками проектной деятельности были разработаны и апробированы на практике три авторских проекта: «Кому нужна вода», «Как живешь Савинский пруд», «Экологическая тропинка по Савинскому лесу».
На примере реализации проекта «Кому нужна вода ?» можно проследить какие педагогические приемы можно использовать в образовательной деятельности. Работа над реализацией проекта проходила в несколько этапов.
1-2 этап «Постановка и обсуждение проблемы». Одним из приемов, которые использовали на данном этапе – прием(1) «Решение проблемных ситуаций». При постановке темы проекта была использована жизненная ситуация - отключение воды в группе.
Цель: учить решать проблемную ситуацию, выдвигать свои суждения, находить совместный выход решение проблемы.
Ход. В ходе беседы предлагается ситуация «Представьте, что вы пришли с прогулки, а воду отключили, что будем делать ? Предлагать пути решения. Какая проблема? Как ее можно решать? Кому нужна вода? В конце принять решение: узнать о роли воды в жизни растений, животных, человека. Данный прием учит решать проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения проблем, поставленных взрослым
В ходе 3 этапа «Работа над проектом» поставленные задачи решались через разные виды деятельности: опыты и эксперименты: по выявлению свойств воды, её очистке, экологические игры и другую совместную деятельность. На данном этапе использовали разные эксперименты, среди них эксперимент(2) «Очистка воды»:
Цель: познакомить со способами очистки воды при помощи различных материалов, развивать исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; способность анализировать, стимулировать к самостоятельному формулированию выводов.
3 . Экологическая игра: «Правила бережного отношения к воде»
Цель: формировать бережное отношение к воде, развивать представления о том, какие действия вредят воде, а какие приносят пользу; способствовать развитию осознанного отношения к воде, как природному источнику
Материал: 2 поля красного и зеленого цвета, карточки с экологическими ситуациями о воде, фишки
Ход. Предлагаем 2 поля красного и зеленого цвета . Ведущий раздает карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с водой .Ведущий предлагает назвать ситуацию . Обосновать свой выбор, а затем карточку прикрепить на поле красное или зеленое. За правильное выполненное задание участник получает фишку. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек. Данная игра формирует представления о правилах осознанного отношения к воде
4 этап - презентация проекта. В ходе осуществления проекта были созданы выставки детских рисунков, альбомы рассказов и сказок о воде. Среди них использовали прием ТРИЗ(4) «Волшебный экран» « Все о воде»
Цель: обобщить знания о воде, ее необходимости для природы учит закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать, воспитывать бережное отношение к воде, формировать экологическую культуру, развивать навыки работать в коллективе
Материал: экран (ватман) картинки о воде, клей, карандаш
Ход: Предлагаем экран (ватман), разделен на 9 квадратов. Необходимо разместить картинки в соответствии со схемой
Кому нужна вода |
Вода, как часть земли |
Берегите воду |
Свойства воды |
Вода |
Польза воды для человека |
Вода в прошлом |
Вода в настоящем |
Использование воды в будущем |
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.