«Формирование метапредметных умений на уроках русского языка и литературы» (из опыта работы)

Якутова Елена Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Рождественская СОШ»

Карагайского муниципального района

Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача» (Ю. В. Громыко).

  На метапредметном уроке формируются универсальные действия, необходимые для процесса познания. Формировать можно двумя способами:

1. Специальные предметы, где учат работать с такими понятиями, как «Знак», «Знание», «Проблема», «Задача».

2. Второй подход основан на преподавании предмета и формировании метапредметности.

  Во время работы над сочинением на уровне работы с текстом формируются метапредметные умения: воспроизведение прочитанной информации; комментирование; нахождение сведений из жизни или литературы;

  Анализ: выделение главной мысли, составление плана, тезисов, схем, таблиц, написание выводов, установление причинно-следственных связей, сжатие текста.

  Творчество, нестандартность мышления: написание сочинения, рецензирование, подбор аргументов.

  Использую следующие приёмы работы с текстом:

1.Составление плана, графической схемы, сводной таблицы текста.

2.Приём комментирования, т.е. не пересказ, а ответ на вопрос: «Что делает автор, чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме?».

3.Приём выделения ключевых слов; художественных средств, используемых автором, оценочной лексики.

4.Составление алгоритма или памятки.

  При работе над сочинением 15.3 самым сложным для учащихся является дать определение понятия, объяснить значение слова. Знакомимся со способами толкования. Составляем кластер. Например: Любовь - это… Истолковать слово помогают вопросы: Зачем нужно это понятие? В чём проявляется? Что даёт? На что похоже? С чем его можно сравнить?

 При подборе аргумента использую следующие задания: подобрать из предложенных высказываний то, которое может являться аргументом. Найти ошибку в аргументации.

  Создаём банк аргументов.

  Начинать работу над сочинением нужно с начальной школы, когда дети проявляют интерес к слову, к тому, что их окружает.

  Использую метод проектов на уроках русского языка и литературы: «Моя родословная», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Диалектные слова нашей местности», «Мифы Древней Греции в литературе, скульптуре, живописи и музыке. При их создании у обучающихся формируются понятия, знания, общие для всех наук, развиваются способы действия, приобретается опыт проектной деятельности.

  Метапредметные образовательные результаты предполагают развитие навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания; использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

  Отследить результат можно на срезовых и контрольных работах.

  Результат работы – успешная сдача ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку в 2016-2017 учебном году. 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: