«Использование метода проекта в работе с детьми с ОВЗ»

Выступление на тему: «Использование метода проекта в работе с детьми с ОВЗ».

Коротаева Ольга Павловна, учитель-логопед, МБОУ «Менделеевская СОШ»

         С 1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

         Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования.

В общеобразовательной школе наиболее часто нам предстоит работать с обучающимися, имеющими УО, ЗПР или ТНР.

         При работе с этими детьми следует учитывать их высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность мыслительных процессов, пространственного восприятия, неустойчивость внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы.

         Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данных категорий детей возможна при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е.  при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.

         Одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности.

         Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

         Одним из принципов организации проектной деятельности   является принцип деятельностного подхода. Ребенок не должен быть пассивным слушателем. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом.

          Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, детей друг с другом, что способствует развитию  коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

         Важно помнить, что при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

В процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности:

Поисково-познавательная деятельность способствует развитию  умения находить, анализировать, систематизировать необходимую информацию.

 Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.

Изобразительно-творческая деятельность способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, координации действий руки и глаза.

         В своей работе я чаще всего использую мини-проекты и краткосрочные проекты.

         Наиболее успешные проекты, которые мне удалось реализовать: «Зимние игры и забавы», «Букет для мамы», «Живая азбука», «Животные жарких стран» и др.

Проект «Животные жарких стран. Зоопарк» был реализован с детьми группы компенсирующей направленности Савинского дс (дошкольники).

Цель проекта: Расширение представлений детей о животных жарких стран.

         Детям была предложена игровая ситуация: открыть зоопарк в своей группе. В процессе выполнения работы, дети должны были выбрать животное, обитающее в жарких странах; сделать для него клетку; найти информацию в энциклопедии об этом животном; найти название животного и приклеить к клетке (дети не читают).

         В качестве презентации дети выступали в своей группе перед младшими детьми.

         Проект «Имя, имечко…» возник, когда во время занятий выяснилось, что дети совершенно не знают форм имён. Работа над проектом помогла детям расширить свои представления об образовании формы полного имени, уменьшительно-ласкательной формы имени. Заполнение семейной карты имён дало возможность проявить дополнительный интерес и внимание ко всем членам семьи ребёнка.

         Проект «Весна» был реализован с ученицей 4 класса, обучающейся индивидуально на дому по программе 8 вида. В ходе работы над проектом девочкой были усвоены многие учебные темы: «Признаки весны», «Птицы», «Первоцветы».

         Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проекта, позволяет решать важные задачи речевого и психического развития ребёнка с ОВЗ. Работа над проектом привлекательна для ребёнка с ОВЗ и даёт возможность увидеть результат деятельности.

         Выступление сопровождается презентацией.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: