Социализация обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы

Успеха добивается лишь тот, кто действует.

Народная мудрость

 

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ).

Обучающиеся с ОВЗ – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Такие дети нуждаются в особенном подходе и особой организации обучения и воспитания.К данной категории детей относятся дети: с нарушениями слуха,зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с аутизмом (РДА). 

Поэтому в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для социализации, развития, воспитания, образования детей с ОВЗ.Особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ОВЗ, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ОВЗ происходит и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где помимо учебных знаний дети получают навыки общения, сотрудничества, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию.

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, они отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.Социализация является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения обучающихся с нарушением интеллекта в современном мире.

В настоящее время в коррекционном блоке МБОУ «Карагайская СОШ №1» обучается 88 человек с умственной отсталостью, из них 79 человек – в классах и 9 человек индивидуально. Обучение ведется по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Задача социализации детей с ОВЗ одна из приоритетных в деятельности коррекционного блока школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей. Модель по социализации представлена в Приложении1.

В настоящее время работа по социализации в школе с 1 по 9 класс выстроена через:

  • Урочную деятельность:

ü   Уроки трудового обучения: 1-4классы «Ручной труд»; 5-9 классы – допрофессиональную подготовка по профилям «столярное дело», «швейное дело».Трудовое обучение, предполагающее предпрофессиональную подготовку осуществляется, начиная с четвёртого класса и продолжается по девятый класс включительно.

ü  Уроки социально-бытовой ориентировки.Главной задачей учебного курса по СБО является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.

ü   Уроки хозяйственно – бытового труда, которые занимают важное место в социализации учащихся с нарушением интеллекта. Этот вид трудовой деятельности помогает детям адаптироваться к будущей самостоятельной жизни в условиях сельской местности. Дети принимают участие в ремонте мебели, жилых и пришкольных помещений, содержат в порядке территорию школы, учатся содержать в чистоте свое жилище и одежду, используют в быту сшитые, связанные, смастеренные своими руками, предметы обихода.

ü   Введение в учебный план факультативных занятий, способствующих расширению кругозора, углублению знаний обучающихся в избранных ими областях и воспитание у них определённых навыков самостоятельной работы.

  • Внеурочную деятельность:

ü  Программу воспитательной работы.Обучающиеся, участвуя в творческой деятельности, могут пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей, создаём условия успешной адаптации в социуме.

ü  Взаимодействие с коррекционными школами ассоциации «Запад» (г.Краснокамск, г.Очёр, г.Нытва, г.Верещагино, с.Ильинск, с.Обвинск).

ü  Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:

- МАОУ ДОД «Центр информационных и коммуникационных технологий» через программы дополнительного образования: «Мультстудия «Страна Чудес», «Робототехника», «Школа компьютерных волшебников», «Игровая шкатулка»;

- МБОУ ДОД «Дом детского творчества» через программы дополнительного образования: «Мой выбор», «Кудесница».

ü    Организацию взаимодействия школы с учреждениями культуры (кинотеатр, библиотека, районный центр досуга, музей), что позволит создать скоординированную систему воспитания и обучения учащихся, направленную на обеспечение социализации, подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.

ü    Организацию взаимодействия с учреждениями начального профессионального образования:г.Верещагино - «Верещагинский многопрофильный техникум», п.Зюкайка  - «Зюкайский аграрный техникум», Карагайский филиал – ГБПОУ «Зюкайский аграрный техникум» в целях пропаганды профессий и овладение которыми  доступно для выпускников с нарушениями интеллекта через организацию встреч с представителями учебных заведений, экскурсий в учебные заведения, встреч со специалистами профессий.

Результаты деятельности за 2016-2017 учебный год в Приложении 2.

В перспективе планируется:

  1. Ввести в учебный план уроки сельскохозяйственного труда.
  2. В учебно-воспитательный процесс включить проектную деятельность.
  3. Учебно-воспитательный процесс выстроить в рамках программы: «Из школы в жизнь», цель - создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ в обществе.

Направления программы:

  • Профессиональное самоопределение, экономическое воспитание.       Трудовое воспитание и основы жизнеобеспечения.
  • Основы правового и патриотического воспитания.
  • Эстетическое воспитание.
  • Семейное, половое воспитание.
  • Охрана здоровья и физическое развитие.
  • Работа с родителями.

 

Таким образом, четко выстроенный учебно-воспитательный процесс с обучающимися с ОВЗ: опираясь на их жизненный опыт, подбирая для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения - наш залог эффективной работы по социальной реабилитации детей с ОВЗ.

Приложение 2

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: