Приемы работы по развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на коррекционных занятиях педагога – дефектолога

      Актуальность выбранной темы определилась тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики у младших школьников с нарушением интеллекта.

       Развитие  тонкой  ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость.  Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля, а также профилактики дислексии и дисграфии.

        Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкенезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
Определяют следующие уровни развития и критерии сформированности мелкой моторики кисти и пальцев рук.

 1.  Выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук.

Критерии оценки:

Выше 34 баллов — высокий уровень

27-33 балла — выше среднего

18-26 баллов — средний уровень

12-17 баллов — ниже среднего

До 11 баллов — низкий уровень

 

   2. Выявление уровня развития динамической координации руки.

Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается:

- выход за пределы лабиринта;

- отрыв руки от бумаги при рисовании линий;

- нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.

Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).

   3.Выявление уровня развития координации руки.

Критерии оценки:

Высокий уровень — линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий;

Средний уровень — линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор;

Низкий уровень — очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор.

 

   4.Определение  уровня соразмеренности движений руки и глаза.

Критерии оценки:

Высокий уровень — штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры;

Средний уровень — штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий;

Низкий уровень — штрихи неровные, линии разорванные,  линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

 

   5.Определение быстроты движений кисти и пальцев рук. 

Критерии оценки:

13 секунд — высокий уровень

27 секунд — выше среднего;

41 секунд — средний;

65 секунд — ниже среднего;

1 минута 19 секунд — низкий.

 
     

На коррекционных занятиях мною использованы следующие приемы работы:

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- пластилинография;

- работа в технике объемной и рваной аппликации;

- работа с  различной крупой;

- выкладывание рисунка по шаблону счетными палочками, спичками;

- работа с шаблоном и трафаретом;

- контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

-  графический диктант (зрительный и на слух);

- вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений;

- дорисовка (по принципу симметрии).

     В своей работе с детьми использую бросовый материал - крышки от пластиковых бутылок. Их  можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и изготовить несложную дидактическую игру «Математические елочки». Игра с крупой «Золушка», игра «Собери бусы». Прекрасное оздоравливающее тонизирующее   воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, а также грецкого ореха, су-джок, мячика. 
Дети на занятиях лепят из  песочного пластилина  цифры, буквы, животных, ощупывают предмет с закрытыми глазами  и лепят его из пластилина и т.д.  

     Используемая в моей работе система мероприятий, по развитию мелкой моторики, при целенаправленном и систематическом ее применении способствует развитию речи, координации, точности, пластичности пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке  ребенка на новую ступень образования.

Литература.

  1. Бардышева Т. Ю. «Развитие мелкой моторики». Изд. дом «Карапуз» 2012.
  2. Гунина Е.В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников», - КЛИО, 1997.
  3. Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию». – М: Новая школа, 1998 г.
  4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». СПб.,2003.
  5. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А.В. Семенович, 1998 г.
  6. Умайская А.А. «Волшебные точки». – М.: 1987 г.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: