Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках профильного и профессионального самоопределения обучающихся

Одной из наиболее важных проблем современного образования является профильная подготовка учащихся, связанная с переходом к профессиональному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность. В МБОУ «Карагайская СОШ №1» ежегодно проводятся социологические опросы среди учащихся, родителей и учителей.

По результатам данного мониторинга в 2016 году была получена информация по направлениям: готовность учащихся к выбору профессии, определение предпочтений учащихся и их родителей по выбору профиля, ожидания учащихся и родителей от обучения в профильном классе, прогнозирование проблем, которые могут возникнуть при внедрении профильного обучения.

В анкетировании приняли участие 73 учащихся 8-х  классов. На вопрос «Определили ли Вы для себя будущую профессию? 46 человек (63%) ответили «нет».  На предложение поучаствовать в течение учебного года в работе небольших курсов, охватывающих основные области знаний, которые позволят узнать о разных профессиях, только 11 человек ответили «нет», что составляет 15%. На вопрос «Хотелось бы Вам более полно узнать свои интересы, проверить возможности для определения будущей профессии?» 100% учащихся дали утвердительный ответ.

С целью определения траектории дальнейшего образования для девятиклассников и их родителей  была проведена разъяснительная работа по возможному распределению вариативной части учебного плана. Анализ анкет показал, что 75% девятиклассников не определились с выбором будущей профессии и соответствующего учебного заведения. В адрес школы родителями были внесены предложения:

- организовать психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с целью их профессионального определения

-     предоставить возможность выполнения профессиональных проб

-     проводить экскурсии на различные предприятия

-    предусмотреть  профориентационные курсы по выбору

Результаты мониторинга дали возможность спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть при внедрении предпрофильного и профильного обучения, определить пути реализации программы  и выбора профилей.

  С введением предпрофильного и профильного обучения предполагается внесение изменений в структуру и содержание образования. Для полноценной реализации программы предпрофильной и профильной подготовки учащихся изменится режим учебного дня школьников: вторая половина дня будет посвящена специальным дисциплинам, дополнительному образованию. В годовой план работы будут включены:

-  педсоветы по темам «Проблемы профессионального самоопределения учащихся», «Профильные классы – путь к профессии»;

- компьютерное профтестирование учащихся 7-9 и 10-11-х классов;

- конкурсы сочинений «Моя будущая профессия», «Радуга профессий» и т.д.;

- круглые столы для родителей «Самоопределение человека в профессии: смыслы, способы, формы», «Работа с семьей как основа профессионального самоопределения школьника»;

- беседы, лекции для старшеклассников «Азбука профориентации», «Мир новых профессий», «Выбор профессии и современный рынок труда»;

Для достижения цели и задач, определенных в Программе развития школы, предусмотрены следующие направления деятельности

ü Обновление нормативно-правовой базы предпрофильной подготовки и профильного обучения

ü Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

ü Диагностико-аналитическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

ü Информационное сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

ü Подготовка и переподготовка кадров для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

ü Модернизация содержания дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС и  определение его базовой и профильной составляющих

Предпрофильная подготовкаи профильное обучение, реализуемые в школе через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, работу с родителями эффективна, так как она основана на  применении  деятельностных систем обучения, где содержание учебного предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов старшеклассников. Что позволяет им осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет выпускников школы и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: