«Кратковременные образовательные практики как средство реализации программы развития ДОУ ».

Тема обусловлена тем, что с сентября 2016 года в нашем детском саду была принята программа развития гражданско - краеведческой направленности «Истоки», поэтому остро стал вопрос об интеграции программы развития и основной образовательной программы. На педагогическом совете было решено сделать это с помощью КОПов (кратковременных образовательных практик). Что же такое КОП?

Кратковременные образовательные практики – это непродолжительный  по времени курс совместной  деятельности педагога и детей, выбранный ребенком на определенный отрезок времени (до  4  академических часов)  и имеющей своим результатом конечный  продукт  или практический навык ребенка,

Кратковременные образовательные практики позволяют:

—  определить круг интересов ребенка индивидуально. Например это может быть вышивание, моделирование, аппликация, прикладное творчество, .

—  получить детям  опыт работы в выбранном виде  деятельности.

—  приобрести опыт представления  личных  достижений и результатов через выступление на публике.

В течение учебного года творческой группой под  руководством старшего воспитателя  Патокиной Н.Ю., (члены группы Томилина С.А., Наумова Е.В., Леханова Н.И., Потапова Ю.В., Деменева Г.В.) , проведена следующая работа:

- разработано Положение о реализации кратковременных  образовательных практик по выбору, в том числе патриотической направленности для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Обвинский детский сад » ;

- разработан механизм реализации КОП для детей старшего дошкольного возраста;

- разработаны  Программы КОП ( технологические карты);

- разработаны формы сопроводительных документов: табелей посещаемости детей, табелей работы педагогов, отчетов педагогов.

- разработаны анкеты для  мониторинг деятельности по реализации КОП

- подготовлена информация на сайт ДОУ о внедрении КОП, порядке выбора КОП;

- оформлена  папка, в которой размещаются отчеты педагогов

- создан банк Программ КОП, который постоянно пополняется;

- разработаны образцы сертификатов для детей, прошедших практику;

- проведен анализ механизмов внедрения краткосрочных практик в образовательный процесс;

Итоги первого года апробации КОП (данные на 01.06. 2017):

в предоставлении услуг – краткосрочных образовательных практик - приняли участие 5 педагогов (83%);

Педагогами  в течение года разработано 6 Программ, из них в соответствии с Программой развития ДОУ «Истоки» :

50% - блок «Народные умельцы»: КОПы «Волшебная иголочка», «Волшебная пуговица», «Тряпичная кукла»

33% - блок «Ручеек»: КОПы «Русская ромашка», «Раз грибок, два грибок…»

17% - блок «Русская изба»: КОП «Витаминка»

В этом  учебном году участием в КОП охвачены дети в возрасте от 5 до 7 лет в количестве 28 человека(100%).

Процедура выбора проходила на Ярмарке КОП, где каждый ребенок выбирал одну практику из 4 предложенных воспитателями. Каждая практика включала в себя 4 занятия (2 раза в неделю по 25-30 минут, в зависимости от возраста детей) для детей старших и подготовительных к школе групп. Все практики проводились одновременно с 16.10 до 16.40; количество детей в подгруппах не более 4 (5) человек.

Образовательные умения, развивающиеся при выборе  практики :

- Ребенок выбирает себе род заня­тий (КОП), участников по совместной деятельности.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями.(Например : - Чем будем заниматься на этой практике? – Что научимся изготавливать?

- Когда ребенок выбирает КОП , он способен к принятию собственных ре­шений, опираясь на свои , ранее усвоенные, знания и умения в различных видах деятель­ности.

- При выборе и освоении любой практики, у ребенка формируется  установка положительного отношения к миру, к разным видам труда.

2. Образовательные умения в практической деятельности детей:

- В процессе проведения практики ребенок овладевает основными   способа­ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

- При затруднении в выполнении какой либо операции при прохождении ребенком практики, он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно прояв­ляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

- Ребенок сотрудничает с другими детьми и взрослыми в совместной деятельности.

- В совместной деятельности коллективной и парной ребенок проявляет готовность прийти на помощь своим товарищам, которые  в этом нуждаются.

- Ребенок   развивает  воображение, которое реализуется в разных видах деятельности: вышивание, изготовление куклы – мотанки, рисование и т.п.

- В процессе проведения практики у  ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он становится подвижным, вынос­ливым, овладевает основными движениями, может контролировать свои движе­ния и управлять ими.

- Зная, что по завершении практики каждому ребенку надо отчитываться перед сверстниками, у ребенка проявляет ответственность за начатое дело.

- Ребенок открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самосто­ятельно добывать новые знания.

- Он эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве­дения народного  искусства.

- Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра­ну, ее достижения, так как все практики гражданско – краеведческого содержания. .

После проведенных КОП дети демонстрировали свои успехи на Ярмарке Достижений, а педагоги, проводившие практики, представляли отчет о результатах деятельности.

Образовательные умения при защите практики:

- Ребенок выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Таким образом, поставленная цель - реализация системы краткосрочных образовательных практик по выбору, расширение вариативности образовательного пространства, при котором ребенок сам становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования, была достигнута.

 

Дальнейшие перспективы реализации краткосрочных образовательных практик по выбору:

- дальнейшее расширение спектра практик в соответствии с другими блоками Программы развития.

- организация краткосрочных образовательных практик для родителей, с участием родителей, с привлечением родителей к непосредственному проведению практик

 -создание видео банка краткосрочных практик для детей старшего дошкольного возраста;

- организация мониторинга возможностей и запросов родителей для обновления образовательного процесса и расширения спектра краткосрочных практик.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: