«Развитие моторики и коррекция мышечного тонуса путем применения природных материалов у детей с ОНР»

Дюкова Людмила Владимировна

учитель-логопед

МБДОУ "Савинский детский сад"

 

«Развитие моторики и коррекция мышечного тонуса путем применения природных материалов у детей с ОНР»

 По данным Л.С. Волковой детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность движений, застревание на одной позе.

Довольно часто диагноз ОНР сочетается с неврологическим диагнозом дизартрия, в следствии чего мы можем наблюдать у таких детей еще и повышения или понижение мышечного тонуса как артикуляционной так и общей моторики.

Именно поэтому в работе с такими детьми не мало важное место отводится развитию мелкой и общей моторики, а так же нормализации мышечного тонуса.

Природа, как известно – кладезь здоровья. Она подарила нам огромное количество всевозможных материалов, которыми мы с удовольствием пользуемся. Использование таких материалов не несет больших финансовых затрат и абсолютно безопасны в использовании.

Перед началом использования все собранные материалы тщательным образом отбираются и обрабатываются. Работу с природным материалом можно использовать в  игровой деятельности, на прогулке, в непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты. Для достижения максимального эффекта все занятия должны носить систематический характер.

 Выполняя упражнения с природным материалом, дети не только укрепляют моторику, но и познают окружающий мир.

     Упражнения с шишками

 Самомассаж ладоней и кончиков пальцев для активации речевых зон в коре головного мозга.

Материал: сосновые и еловые шишки по количеству детей.

  • Ребенку предлагается выбрать еловую или сосновую шишку.

Круговые движения шишкой по ладоням.

Мишка с шишкою играет,
        Между лап её катает,

 

  • Перекатывание шишки между ладонями.

Раз, два, три, четыре, пять,
       Шишку будем мы катать.

  • Сжимание и разжимание шишки обеими руками.

Шишку я в руке держу
         То сожму, то разожму.

  • Перекладывание шишки из одной руки в другую.

Буду с шишками играть,

В ручках перекладывать.

 Пальчиковый бассейн

 Укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность, а так же оказывает релаксационное воздействие на организм.

Материал: емкость с высокими краями наполняется крупом (в моем случае гречей) туда помещаются заранее подготовленные камушки разных размеров (можно заранее раскрасить их вместе с детьми).

  • Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

  • Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.   

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

 Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём. 

 Тактильные мешочки

 Такие мешочки - отличное упражнение для развития тактильных ощущений, моторики и внимания у малыша.

Данная игра направлена на развитие у ребенка не только сенсорных ощущений, но и памяти, логики, наблюдательности, мелкой моторики, речь, словарного запаса. А так же в зависимости от содержимого мешочки могут оказывать стимулирующее и расслабляющее воздействие.

Материал: мешочки (8 шт.) одни сшиты из плотной полупрозрачной органзы (4 шт.), а другие из фланели (4 шт.) и наполнены крупами.

Варианты игры: «Найди пару», «Угадай что внутри», «Расскажи о содержимом», «Что мне приятно» и т.д.

  Волшебные палочки

Шероховатая структура деревянной веточки прекрасно стимулирует мелкую моторику при выполнении упражнений. Данное пособие способствует формированию  двигательной  активности  и  гибкости  пальцев  кистей  рук,  развивает  слухо  -  моторную  координацию,  чувство  ритма.

Материал: деревянные палочки (веточки) длиной 15 см.

  • «Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

Палочку в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

  • «Юла»

Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами.

Палочка, ты покружись

И в юлу здесь превратись.

 Уровни развития, критерии и показатели сформированности мелкой моторики у старших дошкольников

     Задания   для  обследования  мелкой  моторики  были  взяты  из диагностических методик у Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой.

     За каждое  правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл,  если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов.  В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

       Диагностика  произвольной  моторики  пальцев  рук.

     1.Пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз);

     2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз);

     3. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз);

     4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе.

      Диагностика навыков работы с карандашом.

     Детям предлагаются цветные карандаши, лист бумаги и трафареты.

     1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.

     2. Обведи по трафарету.

     3. Нарисуй человека.

           Диагностика навыка манипуляции с предметами.

     1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и  застегнуть пуговицы.

     2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

     3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный логопедом узор.

     4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы

         Общий результат по развитию мелкой моторики по методикам

              Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой

     Высокий уровень - 9 -11 баллов.

     Средний уровень -4-8 баллов.

     Низкий уровень - 0-3 балла

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: