Результаты системы работы с одаренными детьми в рамках реализации программы развития школы

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» - сказано в Рабочей концепции одарённости.   

В Программе развития МБОУ «Антонятская ООШ»  проблема работы с одарёнными  детьми является одним из основных, что отражено в подпрограмме «Одарённый ребёнок» (далее – программа «Одарённый ребёнок»).

Цель программы:создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.

Основные задачи:

создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности;

создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в различных областях деятельности.

стимулировать творческую деятельность одаренных детей;

создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

развивать массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной деятельности;

разрабатывать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;

Основные направления программы:

  • работа с учащимися;
  • работа с родителями (индивидуальные и коллективные формы работы;)
  • работа с педагогическим коллективом (индивидуальные, коллективные, тематические и т.д.)

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными резервами.

Со всеми категориями детей ведётся работа по определённым направлениям.

Работа с родителями осуществляется в рамках

  • -психолого-педагогического просвещения на общешкольных и классных родительских собраниях, в индивидуальных беседах
  • -участия в деятельности школы в рамках праздников, собраний, организационных мероприятий

 

Внеурочная деятельность и дополнительное образование

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

  1. 1.      ДТО и программы (приложение 1)

Данные программы внеурочной деятельности и дополнительного образования направлены на развитие индивидуальных способностей детей, где у детей проявляются яркие, особенные возможности. В данных программах проявляется потребность родителей, заинтересованность детей.  Наблюдается стабильность в направлениях.

2.       Заочные школы (ГБОУ ДОД "Пермский центр "Муравейник") (приложение 2)

«Ступени математики» является одним из стабильных заочных школ, где обучаются учащиеся 5-9 классов. В заочной школе по направлению «Психология», которая  стала функционировать с 2015 г., обучаются 5 воспитанников. К сожалению, направления «Ювенальное право» и «Социология» функционировали в данном центре в течение года.

  1. 3.      Участие в конкурсах и олимпиадах

1)Всероссийской олимпиаде школьников  (приложение 3)

Качественная подготовка обучающихся к олимпиадам  говорит  об ином, качественном подходе педагогов к данному интеллектуальному направлению, а значит, и к одарённым детям.

2) Интеллектуальные конкурсы  (приложение 4)

3) Творческие конкурсы  (приложение 5)

 

НПК

участие в конференциях и конкурсах исследовательских работ на уровне школы, района, края, страны  (приложение 6)

В течение 2 лет наблюдается стабильность участия обучающихся в конкурсах учебно-исследовательских и творческих работ. Но, к сожалению, эпидемия ОРВИ и гриппа в 2016-17уч.г. внесла свои коррективы: обучающиеся смогли принять участие в ограниченном количестве мероприятий данного направления и в ограниченном количестве. Но, наблюдается прогресс  среди педагогов: количество педагогов, готовящих детей к данным конкурсам, выросло от 1 педагога до 3-х, что составляет 25% педагогов, хотя это низкий показатель вовлечённости педагогов в данное направление.

 

Спорт   (приложение 7)

Традиционно спортивное направление в школе реализуется через:

  • спортивную секцию "Лёгкая атлетика"
  • участие в  соревнованиях  школьного, межшкольного, муниципального, краевого уровня

Из данных таблицы можно сделать вывод о стабильности выявления и поддержки талантливых детей с проявлениями одарённости в спорте.

 

Мониторинг развития одарённости

Мониторинг развития одарённости проводится на основе вышеназванных направлений в виде:

  • портфолио  детей (не только явных одарённых)
  • подведения итогов и награждения на празднике "За честь школы" по номинациям "Умники и умницы", "Спорт - это жизнь", "Сквозь тернии - к звёздам", Ученик года».  По данным номинациям выстраивается рейтинг всех учащихся школы по ступеням: 1-4 класс, 5-9 класс, из чего выделяется тройка лидеров и победитель в каждой номинации. Победители каждой номинации каждой ступени награждаются денежным вознаграждением.

 

Проблемы одарённых детей

Главная проблема в рамках данной программы – отсутствие психолога. Отсюда вытекают сопутствующие проблемы:

  • психолого-педагогическое сопровождение: использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости
  • индивидуальный учебный план
  • система подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми.

На 2017-18 уч.год  планируется подготовка психолога. От решения данной проблемы зависит решение остальных.

 

Цель программы:создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности, достигается:

- Созданы условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в различных областях деятельности.

- Стимулируется творческая деятельность одаренных детей;

- Создана система внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

- Развиваются массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной деятельности.

 

Обучение одаренных детей в условиях школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.

 

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: