Технология КСО (коллективный способ обучения) как средство развития познавательной активности обучающихся начальных классов

Создание  образовательной  системы ранней профориентации учащихся на основе использования современных образовательных технологий является одной из задач Программы развития МБОУ «КСОШ №1», поэтому образовательная программа начального общего образования  предусматривает достижение учащимися следующих результатов:

-личностных: готовность  и  способность  к  саморазвитию; сформированность  познавательной   мотивации;

метапредметных: освоение учащимися  универсальных  учебных  действий, в том числе познавательных, обеспечивающих овладение ключевыми  компетентностями,  составляющими  основу  умения  учиться.

Опыт работы учителем начальных классов показал, что наиболее успешно происходит формирование учебно-познавательной компетенции при использовании на уроках коллективного способа обучения.

Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Включая в себя все четыре организационные формы учебных занятий (индивидуальную, парную, групповую, коллективную).  КСО означает принципиально новые личностно- ориентированные способы взаимодействия педагога и учащегося в целостном развивающем образовательном пространстве.

 Основой КСО является организация общения между обучающими и обучаемыми. Поэтому обучение – это, прежде всего, общение между теми, кто имеет знания и практический опыт, и теми, кто их должен приобрести.  Общаясь в парах сменного состава, они задают друг другу вопросы, отвечают на них, доказывают, спорят, исправляют, оценивают выполненную работу.    

 На практике применяются виды работы в парах:

  • Обсуждение.
  • Совместное изучение.
  • Тренировка.
  • Проверка

Широко в практике применяется на уроках литературного чтения такой приём как  совместное изучение.

Совместно можно изучать то, чего никто из двоих ещё не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.

Предмет совместного изучения – это тексты какого-либо автора. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга.

Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приёмы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений (приём суммирование текста).

  Развитию познавательного интереса способствуют и такие методические приемы как взаимотренаж, взаимодиктанты, вопросник, работа по карточкам.

Каковы признаки наличия познавательной активности у младшего школьника?

Ученики готовы к сотрудничеству, к общению.  Они научатся отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы выбранному решению. При работе парами дети приучаются внимательно  слушать  ответ  товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться  к  ответу.

 Кроме того, ученик получает возможность ещё  раз проверить и закрепить свои знания, пока  слушает  соседа.  Ребенок  может  делать  на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не  разрешается  – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть, но общение деловое.

Каждый  ребенок знает и понимает,  что от его действий зависит успех всего дела, группы или пары, оценка его труда и труда товарищей. Он знает и понимает, что сам тоже учит своих одноклассников, оценивает работы других.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: