«Формирование экологических знаний у детей с ОВЗ через развитие и коррекцию познавательных процессов»

Щипицина Марина Ивановна

педагог-психолог

МБДОУ "Савинский детский сад"

 

Мастер-класс по теме: «Формирование экологических знаний у детей с ОВЗ через развитие и коррекцию познавательных процессов»

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, слабые знания об окружающем мире, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, замедлен процесс формирования межанализаторных связей, недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога, психолого-педагогическое воздействие на ребенка в современных условиях требует оптимизации.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 

- использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; 

- подвижные игры.

Реализуя программу развития ДОУ, мы должны, в процессе коррекционно-развивающего воздействия, сформировать у детей элементарные знания и навыки экологической культуры.

Результат педагогической деятельности (из программы развития ДОО):  у ребенка сформированы элементарные знания и навыки экологической культуры

Конкретизированный результат: способен классифицировать, обобщать информацию об объектах живой природы.

Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата  (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Диагностика в детском саду):

  • Сформирован:Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуще­ствить обобщение в речевом плане.
  • Находится в стадии становления: Ребенок не сразу понима­ет задание, при выполнении задания допускает немногочисленные ошибки, и не всегда замечает и устраняет их, но после помощи педагога переходит к само­стоятельному выполнению.
  • Не сформирован:Ребенок не понимает условие задания и не использует по­мощь педагога.

Методики для определения сформированности умения обобщать, классифицировать информацию об объектах живой природы.

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Диагностика в детском саду

Субтест. «Найди "семью"» выявление уровня развития наглядно-образного мышле­ния, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Субтест. "4-й лишний" определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка. 

Педагогические приемы формирования результата.

1. Дидактическая игра «Третий лишний».

Я считаю, что данный прием эффективен при развитии умения обобщать, классифицировать объекты живой природы, так как игра динамична и играя в нее у детей задествовано несолько анализаторов: зрительный, слуховой, осязательный. Игра направлена на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку.

2. Подвижная игра «Цветок, дерево, насекомое» позволяетразвивать концентрацию внимания, мышление – умение выделять объект живой природы из группы слов.

3. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание и обобщение информации, ее воспроизведение. А представление материала в презентации позволяет повысить интерес детей.

4. Игра «Лото – «Мое - не мое»», направлена на развитие внимания, способности группировать, обобщать вербально объекты живой природы (насекомые, птицы, рыбы, животные жарких стран, животные холодных стран, животные нашей полосы). Соревновательный момент повышает познавательную активность, мотивацию.

 

 

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: