«Аудирование как средство развития познавательных способностей дошкольников»

Осинникова Светлана Ивановна,

воспитатель МБОУ «Рождественская

средняя общеобразовательная школа»

  1. Результат педагогической деятельности: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  2. Конкретизированный результат: ребенок проявляет любознательность.

  3. Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата (разработаны на методическом объединении воспитателей детского сада).

  Сформирован. Ребенок понимает содержание прослушанного, задает  конкретные вопросы, творчески перерабатывает воспринятую информацию, самостоятельно использует полученные сведения в других видах деятельности.

  Частично сформирован. Ребенок частично понимает содержание прослушанного, задает  вопросы, перерабатывает воспринятую информацию с помощью педагога, частично использует полученные сведения в других видах деятельности.

  Не сформирован. Ребенок не понимает содержание прослушанного текста, не задает вопросы, не способен перерабатывать воспринятую информацию, не использует полученные сведения в других видах деятельности.

  4. Педагогические приемы формирования результата

*                   Подготовительные упражнения (ориентирующие), подготавливающие к осуществлению собственно аудирования. Это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова. Направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и на формирование его механизмов.

 - Прослушайте предложения и выберите те, которые соответствуют картинке.

 - Прослушайте начало словосочетаний и закончите их.

 - Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему.

 - Прослушайте заголовок и скажите, о чем пойдет речь в аудиотексте.

*                   Речевые упражнения представляют собой управляемую речевую деятельность, поскольку они обеспечивают практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей, предполагают смысловое восприятие речевого произведения в условиях, приближающихся к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности. Направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания.

 - Прослушайте и поймите, кто или что имеется в виду.

 - Озаглавьте прослушанное.

 - Передайте краткое содержание текста.

*                   Работа с аудиотекстом. Существует ряд требований к текстам для аудирования: воспитательная ценность, интересный сюжет, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов, соответствие возрастному уровню развития ребенка и конкретным целям обучения на разных этапах, аутентичность текста. Для дошкольников наиболее приемлемы такие тексты, как детские песни, стихи, сказки, рассказы, мультфильмы. Как отечественные, так и зарубежные ученые традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа (Рогова Г.В.).

 - Предварительный инструктаж и предваряющее задание. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и усвоение содержания (например: догадка по заголовку, новым словам, иллюстрациям о чем пойдет речь в тексте).

 - Процесс восприятия аудиосообщения. При формировании навыков аудирования прослушиваний может быть несколько, и при этом важно не потерять мотивацию. (например: прослушайте текст и скажите, какие определения к следующим словам в нем встречались; закончите следующее предложение…).

 - Задания, контролирующие понимание (например: подберите иллюстрации к тексту; изобразите услышанное в виде рисунка).

  Слушание является одним из четырех фундаментальных навыков (чтение, письмо, говорение и аудирование). В процессе роста и развития детей, аудирование играет важную роль, потому что таким образом ребенок знакомится с окружающим его миром. Развитие умения слушать и понимать художественное или литературное произведение, научно-познавательный текст составляет основание и фундамент для воспитания вдумчивого, чуткого, любознательного, активного ребенка. Этот - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями образования и во многом определяет их. 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: