Сказки на кончиках пальцев

Деменева Елена Павловна,

МБДОУ ЦРР «Карагайский детский сад № 5»,

воспитатель, соответствие занимаемой должности

 

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

М.Монтессори  

Мастер-класс: «Сказки на кончиках пальцев».

Цель: Содействие развитию мелкой моторики руки на основе народного фольклора.

Задачи:

  1. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) и тактильную чувствительность.
  2. Совершенствовать навыки речевого общения.
  3. Воспитывать любовь к произведениям русского народного творчества.
  4. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Целевой ориентир (из ФГОС ДО): ребенок обладает развитым воображением, проявляет любознательность, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, интересуется причинно-следственными связями, знаком с произведениями детской литературы.

Конкретизированный результат:Ребенок, имеющий выcокий уровень рaзвития мелкой моторики, умеет логичеcкирaccуждaть, у него доcтaточнорaзвитыпaмять, внимaние, cвязнaя речь (Воронкова В.В.).

Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата:

*высокий – сформированность и высокаяавтоматизированность навыков графической деятельности, а также развитая произвольность;

*средний – достаточнаясформированность и умеренная автоматизация навыков графической деятельности, а также умеренно развитая произвольность регуляции движений.

*низкий – недостаточнаясформированность двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низкая развитость произвольной регуляции и контроля  за выполнением движений, требующих точности.

Педагогические приемы:

*создание игровой ситуации – стимулирует познавательную и коммуникативную активность ребёнка;

*очеловечивание позволяет наделить неодушевленный предмет или объект человеческими качествами и свойствами;

Теоретическая часть

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школе. Мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми, поэтому развиваем общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.

Поэтому развивая мелкую моторику ребенка, педагог способствует развитию и оздоровлению ребенка. 

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов.  Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей и опираются на следующие принципы:

  • систематичность проведения игр и упражнений;
  • последовательность - сначала выполняем упражнение на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно;
  • все игры  должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне;
  •  недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. 

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся порой всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки, потешки и динамике развития сюжета.

Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое упражнение имеет название, выполняется 2 – 3 раза в день.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».В.А.Сухомлинский.

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: