«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

 

Процесс познавательного развития начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.  Важно отметить, что познавательное  развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

             Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

         При игре надо не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

         Используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

         Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

         Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе.

         При использовании игровых технологий  развивается память, речь, внимание, воображение детей,  формируются основные формы мышления: наглядно-действенные, наглядно-образные и логические. При игре дети хорошо усваивают и запоминают материал с которым знакомятся на НОД.

  В ходе мастер-класса рассмотрим следующий  конкретизированный результат: как развивать   познание  детей дошкольного возраста  через игру.

          В своей работе по развитию познания детей, я использую различные игры.

         Очень интересна и занимательная игра, которую я сделала для детей 2 – 4 лет, называется «Витрина магазина игрушек».

Актуальность создания данной игры: Одна из актуальных проблем воспитания на сегодняшний день – это эффективное развитие интеллектуальных, способностей детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных  и информационных технологий, следовательно, очень важно развивать у ребенка – дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы.

Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной  игровой форме

Задачи:
1. Формировать умение сравнивать предметы, определять и называть размер предметов (большой, маленький), навык счёта, совместной игры.                            2. Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, интерес логически мыслить в процессе игры.
3. Обогащать словарь детей (названия игрушек, цветов, форм, действий, большой, поменьше, маленький). 
4. Содействовать общению детей со сверстниками, педагогом. 

 

Варианты игры:

- Закрепление основных цветов. (расставить игрушки по цветам)

- Закрепление геометрических фигур (расставить игрушки в соответствии с их геометрической формой)

- Формировать навык сравнения

- Формировать навык счёта (расставить на первой полке три игрушки, на второй – четыре, на третьей - пять)

- Формирование навыков определения размера (на первой полке – два больших медведя и два маленьких, на второй - мяч большой, большая кукла и маленький мяч и т.д.)

- Формирование находить предмет по описанию (воспитатель описывает несколько игрушек для любой полки, а дети их расставляют)

- Развитие внимания и памяти (Воспитатель расставляет игрушки на полках, ребята смотрят, запоминают и отворачиваются, воспитатель убирает одну или несколько игрушек)

       Следующую игру, которую я хочу предложить вашему вниманию, называется «Сборщик роботов» для детей 5 -7 лет.

        Данная игра развивает умение составлять описание фигуры, слушать своего сверстника, ориентироваться на плоскости листа, речь, мышление; закрепляет знание геометрических фигур.

        В данной игре участвуют 2 человека.

        Воспитатель или ребёнок берёт образец одного из роботов, не показывая второму участнику, и диктует, как надо выложить фигуру робота. Например: В верхней части листа положи большой жёлтый квадрат, под ним выложи большой зелёный треугольник, справа от треугольника маленький зелёный круг, слева от треугольника маленький жёлтый круг, под треугольником выложи слева маленький зелёный прямоугольник, справа маленький жёлтый прямоугольник. Затем сравниваются сложенный робот с образцом.

         Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои познавательные способности, умение  устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам, и помогает окошко с волшебным названием «Игра» …

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: