Профориентационная деятельность классного руководителя как способ развития личностных качеств обучающихся

Профориентационная деятельность классного руководителя является важным направлением воспитательной работы. Она характеризуется системностью, целенаправленностью и разнообразием применяемых форм.

Программа развития МБОУ «Карагайская СОШ №1» нацелена на создание условий для профессионального самоопределения обучающегося через систему ранней профориентации, предпрофильной и профильной подготовки, поэтому считаю, что необходимо выстроить систему работы ранней профориентации обучающихся на основе использования современных образовательных технологий с учетом социального заказа.  

Необходимо первоначально провести диагностику склонностей и интересов обучающихся. Для этого была заполнена каждым учеником  «Карта интересов», которая позволяет проранжировать интересы и склонности обучающихся (в том числе и интерес к изучаемым учебным предметам). Проведя модифицированный тест Холланда, удалось установить, как школьник соотносит свои предпочтения с тем или иным видом деятельности.

Обучающиеся научились выявлять черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру. Практически нет ни одной профессии, в которой можно было бы с успехом работать без предварительной диагностики своих интересов, потребностей, своих возможностей и склонностей, а также работы над собой.

Обучающиеся все чаще стали задумываться над тем, кем они станут в будущем, что поможет развить им свои способности и выстроить успешную жизненную и профессиональную траекторию развития. Дети работали над заполнением таблицы «Хочу. Могу. Надо». В результате этой работы они сумели создать формулу осознанного выбора профессии, при котором человек учитывает личные устремления («хочу»), свои возможности («могу») и перспективу работы над собой («надо»).

Обучающиеся класса заполнили «Матрицу выбора профессий», они знакомились на классных часах с основными характеристиками профессий, с потребностями рынка труда, узнали о современных профессиях из «Атласа новых профессий», в течение года посетили ряд государственных учреждений и частных предприятий Карагайского района, в том числе и в рамках акции «Неделя без турникетов».

На вводном  родительском собрании в начале учебного года выступил педагогический работник, курирующий профориентационную работу в образовательном учреждении, который познакомил с информационными ресурсами по вопросам профориентации, с планом работу на текущий учебный год. На итоговом родительском собрании выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе, которая подвела итоги работы в образовательном учреждении в данном направлении.

В результате проведенной работы были выявлены обучающиеся, определившиеся с выбором профессии, были установлены и те, кто испытывает затруднения в дальнейшем самоопределении. Таким образом, была собрана и обобщена информация для создания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося. Были разработаны рекомендации по совершенствованию личностных качеств, таких как: ответственность, готовность к самообразованию, коммуникабельность, целеустремленность. Обучающиеся научились обосновывать выбор будущей профессии, определять ее основные параметры, выделять ее «плюсы» и «минусы», различать понятия: «профессия», «должность», «специальность».

Профориентационная работа будет продолжена в следующем учебном году, чтобы обучающиеся осознанно осуществили выбор экзаменов в 9 классе, определились с продолжением обучения в 10 классе или поступлением в учреждения НПО или СПО, сумели продолжить работу над развитием своих личностных качеств. 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: