Мастер-класс по теме: «Игры с правилами или как научить ребенка себя контролировать»


Щипицина Марина Ивановна

педагог-психолог

МБДОУ "Савинский детский сад"

Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, - всеми этими качествами характеризуется волевое поведение. Именно это – важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.

Способы волевого поведения формируются в жизни дошкольников в игровой деятельности. Игра основана на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии и при правильном руководстве взрослыми подводит ребенка к порогу учения, формирует у него психологические качества, необходимые школьнику. В игре для ребенка постепенно на первый план выходят именно правила, их соблюдение, дающее в итоге выигрыш.

Целевой ориентир  (из ФГОС ДО):  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Конкретизированный результат: ребенок способен к волевым усилиям может следовать правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата.

  • Сформирован: Ребенок характеризуется  умением принимать и удерживать в памяти условие задания, самостоятельно выполнять последовательность действий.
  • Находится в стадии становления: Ребенок характеризуется  недостаточным умением принимать и удерживать в памяти условие задания, самостоятельно выполнять последовательность действий; при выполнении задания допускает немногочисленные ошибки, и не всегда замечает и устраняет их.
  • Не сформирован: В данном случае дошкольник не в состоянии принимать и удерживать в памяти условие задания, самостоятельно выполнять последовательность действий; при выполнении задания допускает много ошибок, не замечает и не исправляет их.

Методики для определения сформированности волевых качеств ребенка, умения работать по правилу.

(Н. И. Гуткина Психологическая готовность к школе.)

1. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

Цель методики - выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

2. Методика «Да и нет" Н.И.Гуткиной

Методика представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного вни­мания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

 Педагогические приемы формирования результата.

1. Психогимнастика «Расставь посты»

Направлена на развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Описание игры: дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

2. Подвижная игра "Улитка" (автор — Н. Кряжева)

Направлена на развитие выдержки и самоконтроля.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-5 человек.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить не­мало усилий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактив­ными детьми, но лишь на последних этапах коррек­ции.

3. Физкультурная минутка развивает умение внимательно слушать задание, смотреть на карточки, демонстрируемые педагогов и выполнять соответствующее действие.

Содержание игры:

До пяти считаем, гирю выжимаем

Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты.

Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.

4.  Игра «А я еду!»

Цель игры: развитие у ребёнка произвольного внимания, способности к регуляции двигательной активности.

Описание: дети сидят на стульях по кругу. Один стул - пустой. Дети договариваются, в какую сторону они поедут, например, вправо. Тот ребёнок, у кого справа свободный стул, говорит: «А я еду!» и пересаживается на свободный стул, следующий говорит: «А я рядом!» и тоже пересаживается, следующий говорит: «А я зайцем!», пересаживается, последний говорит: «А я с …(имя ребёнка из круга)». Ребёнок, чьё имя назвали, перебегает на свободный стул. Игра продолжается.

5. Подвижная игра «Принцессы и стражники»

Цель игры: развитие произвольной регуляции двигательной активности, развитие невербальных средств общения.

Описание: дети - принцы или принцессы сидят на стульях по кругу, стражники стоят сзади. У одного стражника свободный стул. Задача свободного стражника: «заманить» к себе принца или принцессу подмигиванием. Задача остальных стражников: не выпустить своего принца или принцессу, задержав его или её за плечи. Предварительно у стражников руки должны находиться вдоль туловища. Как только свободный стул будет занят, игра продолжается.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Анна Анатольевна Каменских
13.07.2016 | 12:22

Интересный, познавательный опыт. Действительно, современным детям очень сложно подчиняться правилам. Понравилась игра, в которой необходимо прийти последним, чтобы выиграть. Описание мастер-класса доступное для понимания.

Марина
23.07.2016 | 15:26

Спасибо за комментарий, Анна Анатольевна!


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: