Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста
Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста | Файл |
«Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Мастер - класс
МБДОУ «Нердвинский детский сад
Четина Валентина Анатольевна
Воспитатель
Обратиться к данной теме меня побудило, то, что в настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли. А речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Плохая дикция.
Изучив научную литературу, опыт других педагогов, я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность. Приемы описанные мной игровые, способствуют сотрудничеству детей и взрослых, поддерживается инициатива ребенка, его индивидуальность, что соответствует принципам ФГОС. Обучение идет ненавязчиво, незаметно для ребенка. Используются все виды детской деятельности. Ребенок замотивирован, заинтересован, сам добывает себе знания - саморазвивается,
Цель: Распространение педагогического опыта по развитию устной речи детей на примере нетрадиционных развивающих приемов.
Метапредметный результат
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Конкретизированный результат:
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.
это значит:
1.Владеет фонетикой - правильное произношение;
2.Грамматикой – умение согласовывать слова в предложении.
3.Связной речью – рассказывать по сюжету
4.У ребенка богатый словарный запас
В своей работе по развитию устной речи детей, я использую такие педагогические приемы:
1.Азбука прогулки
Прием интегрированный, игровой.
Развивает устную речь детей: словоточность, кругозорность, наблюдательность, пополняется словарный запас, совершенствуется грамматика, фонетика.
Содержание.
Дети одеваются на прогулку. С каким звуком пойдем гулять? (Звук выбирают дети)
Дети.
Звук – «Б»…
Воспитатель. – Ботинки
Дети. – Белый снег, башня…
Называют окружающие предметы на звук «Б», в течение всей прогулки
2. Поле речевых чудес
Данный прием развивает грамматику, помогает ребенку выстраивать смысловые, словесные связи
Рисуется круг в центре посуда, по краю круга картинки: магазин, стол, прогулочн. участок и др.
Объясняю детям правила игры.
- Крути барабан. Барабан остановился, рассмотри картинку ближнюю к тебе. По содержанию этой картинки скажи какая посуда?
Напротив тебя картинка – магазин, значит проговариваем
Посуда магазинная и т. д.
Варианты игры.
- Ø Аналогично дети отвечают на вопрос – «откуда?»
Ответы: посуда из магазина...
- Ø Круг на проговаривание глаголов.
Что сделала девочка?
Девочка помыла посуду…
- Ø Круг на противоположности и т.д.
3.Сказочный коллаж
Прием игровой, развивается устная речь, дети учатся составлять связный, творческий рассказ, идет зарождение сюжета. Ребенок запоминает сюжетную канву – зачин, завязывание сюжета, окончание.
Содержание.
Дети за столом, вместе с педагогом. На столе заранее вырезанные картинки. Педагог берет любую картинку (береза…) наклеивает на чистый лист, говорит:
- Жила была в лесу волшебная береза.
Далее передает ребенку, он выбирает любую картинку (снег…)
Ребенок: - пошел снег и засыпал березку…
И так дальше по кругу.
Играть можно с подгруппой детей. Можно играть индивидуально. Очень скоро этот прием – игру дети переносят в самостоятельную
деятельность. Рисуют и вырезают картинки самостоятельно, приносят из дома. Научили играть родителей. Я в свою очередь разместила содержание игры в папке для родителей, как раздаточный материал. Результаты освоения детьми Образовательной программы МБДОУ «Нердвинский детский сад»
Целевой ориентир: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью. Уровень 4-5 лет
№ |
|
Участвует в беседе, задает вопросы |
Описывает картинку, отвечает на вопросы взрослого. |
Составляет рассказ по картинке, созданной, нарисованной своими руками |
Выразительно читают стихотворенияпересказывают отрывок из сказки, |
Активизация словаря По темам КТП |
Всего баллов |
Целевой ориентир: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью. Уровень 6-7лет
№ |
|
Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения.
|
Составляют рассказ по сюжетной картинке, по набору |
Употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
|
Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
|
Различают жанры литературных произведений.
|
Выразительно читают стихотворенияпересказывают отрывок из сказки, рассказа.
|
Активизация словаря По темам КТП |
Умеет составлять рассказ из личного опыта |
Всего баллов |
Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество проявляется устойчиво» ( 2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности( 1 балл), «качество не проявляется» ( 0 баллов).
Результаты отслеживаются по наблюдениям педагогов каждые два месяца
выражены в процентах и объективно показывают:
Успешность освоения целевых ориентиров каждым ребенком.
Успешность ребенка 85% и ниже с ребенком ведется индивидуальная коррекционная работа.
50%и ниже – разрабатываем специальную коррекционную программу (ПМПК, специалисты)
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.