Мастер-класс по теме "Организация работы над формированием смыслового чтения младших школьников"

Нечаева Надежда Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Менделеевская СОШ»


Организация работы над формированием смыслового чтения

младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  ориентирует образовательный процесс на достижение планируемых результатов – предметных, метапредметных, личностных. Одним из таких результатов является умение читать. Это и предметное, и метапредметное  умение, которое позволяет удовлетворять познавательный интерес, использовать полученную информацию для различных учебных, самообразовательных потребностей. Умение читать – залог успешности ученика в освоении учебных предметов школьного цикла, надежное средство ориентации в мощном потоке информации. И, конечно, чтение книг воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через  чтение происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

Как показывает практика,  многие дети неохотно и мало читают. При переходе учащихся в среднее звено у школьников возникают затруднения в понимании  смысла текста, особенно в процессе его самостоятельного чтения. Существуют трудности в понимании  условия арифметической задачи,  в вычленении главного в научно-познавательной статье, учебном тексте, что приводит к трудностям в освоении учебных предметов. Это объясняется рядом причин,  в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д.

Однако главной причиной такого явления, на мой взгляд,  является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

В ФГОС НОО подчеркивается необходимость  овладения младшими школьниками навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.  Смысловое чтение, как универсальное учебное действие,  включает в себя ряд метапредметных умений и навыков: осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

 В связи с тем, что при обучении смысловому чтению акцент делается на его осознанность, необходимо использовать технологии, обеспечивающие эту сторону навыка чтения младшего школьника. На мой взгляд, приоритетными технологиями в обеспечении овладения младшими школьниками навыками смыслового чтения могут быть технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология продуктивного чтения предполагает работу с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. В практике свое деятельности наиболее часто использую следующие приемы: антиципация, отсроченная отгадка, комментированное чтение, вставь слово, исключи «лишнее», задай вопрос, оцени текст, чтение с остановками, конкурс на лучшее задание, восстанови текст, диалог с автором.

Как показывает практика, формированию смыслового чтения способствуют приемы технологии развития критического чтения через чтение и письмо. Считаю, что в начальных классах целесообразно использовать следующие приемы: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Инсерт», «Чтение с остановками», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов», «Синквейн».

Основной формой оценки сформированности навыка осмысленного чтения и работы с текстом младших школьников является критериальная оценка текущих работ учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Сформированность навыков смыслового чтения можно отследить на основе выполнения учащимися  заданий, включенных в контрольные работы по различным предметам. Например, в первом классе с целью проверки  умения осознанно читать текст, извлекать и использовать полученную информацию, использую задание, в котором детям предлагается прочитать текст и выполнить иллюстрацию к нему или определенной части текста. На уроке окружающего мира во втором классе можно предложить учащимся на основе прочитанного текста составить инструкцию о том, как пользоваться компасом. На уроке музыки, используя текст,  можно проверить умение учащихся формулировать, основываясь на тексте, простые выводы, давать определения понятий.

При этом фиксируются и отслеживаются индивидуальные достижения каждого школьника посредством разрабатываемых критериев. Подбор текстов осуществляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Использование перечисленных приемов формирования и оценки сформированности смыслового чтения способствует развитию навыков вдумчивой работы не только с учебными текстами, но и с любой информацией. Научить школьника самостоятельно работать с книгой, развивать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала – это значит научить его учиться.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: