Мастер-класс "Приемы работы с информацией для формирования умения понимать текст"
Шмырина Г. М. учитель начальных классов,
Мастер-класс
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИИЯ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ
У обучающихся младшего школьного возраста смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения. Следует сделать вывод, что умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение;
– изучающее (критическое) чтение;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение.
Смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.
Существуют различные способы чтения. Рассмотрим основные из них:
1. Аналитический или структурный. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.
2. Синтетический или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.
3. Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
В своей работе я использую такие приемы по формированию смыслового чтения, как: деление текста на части; антиципация; реципация; выделение ключевых слов; постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них; критический анализ и оценка.
Во втором полугодии 1 класса (во 2, 3 классах – с сентября) вначале каждого урока дети приносят из дома художественную литературу и на каждом уроке читают по 5 минут, с целью развитию полноценного навыка чтения у учащихся. В 4 четверти (во 2, 3 классах – во 2 четверти) на уроках литературного чтения вместо «пятиминутки» - провожу работу с текстами.
Работу с текстами для проверки освоения речемыслительных навыков смыслового чтения провожу следующим образом:
Предоставляю тексты с заданиями (на каждом уроке литературного чтения на 5 мин); учащиеся самостоятельно работают с текстами; тексты сдают на проверку; проверяю тексты и оцениваю по разработанным критериям и определяю уровень сформированности навыков смыслового чтения у каждого учащегося: высокий, средний и низкий. Максимальное количество баллов за каждый текст – 22 (опираюсь на опыт Пономаревой Т.Н., учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 63» г. Перми, составившей контрольно-измерительные материалы,); провожу анализ, обсуждаем правильность выполнения работ с учащимися (провожу на занятии в рамках внеурочной деятельности); контрольные срезы провожу 1 раз в четверть; представляю материалы диагностики на родительских собраниях 1 раз в четверть.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.