Методические приемы для проведения рефлексии на уроках в начальной школе.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности у младших школьников.
Учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности, корректировать свои последующие действия.
В процесс рефлексии должны быть вовлечены и учащиеся, и учитель. В случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. Отметки, которые получают дети на уроках – это оценки их труда, поэтому первое, что необходимо сделать - это научить школьника положительному умению самоконтроля:
- сравнивать результат собственной деятельности с эталоном;
- анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного, средств достижения цели;
- искать ошибки и пути их исправления.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
- анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
- 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- «Шкала настроения».
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
- 2. Рефлексия деятельности.
- Ø «Волшебный сундучок»
Учитель показывает детям сундучок и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный сундучок все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
- Ø «Шпаргалка» – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
- Ø «Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
- 3. Рефлексия содержания.
- Ø «Лист самоконтроля» (Ведется на протяжении всего урока).
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания |
Отметка |
|
|
Самоконтроль |
0– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников; 1– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий; 2– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки; 3– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется; 4– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы; 5– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.
|
Учителю необходимо помнить, что рефлексивная деятельность – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Человек так устроен, что с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Если ученики научатся рефлексивному оцениванию, то путь от первых трудностей до первых успехов станет для них намного короче.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития только ученика, но и учителя.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.