Методические приемы для проведения рефлексии на уроках в начальной школе.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало раз­витие личности, готовой к рефлексив­ному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.

      Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

        Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексивная деятельность  позволяет ученику осознать свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности у младших школьников.

        Учитель  в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности,  корректировать свои последующие действия.

В процесс рефлексии должны быть вовлечены и учащиеся, и учитель. В случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

      При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. Отметки, которые получают дети на уроках – это оценки их труда,  поэтому первое, что необходимо сделать - это научить школьника положительному умению самоконтроля:

- сравнивать результат собственной деятельности с эталоном;

 - анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного, средств достижения цели;

- искать ошибки и пути их исправления.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

 1 этап – анализ своего настроения

              - анализ своих успехов

 2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

  Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

  1. 1.     Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  • «Шкала настроения».

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

  1. 2.     Рефлексия деятельности.
  • Ø «Волшебный сундучок»

Учитель показывает детям сундучок и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный сундучок  все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

  • Ø «Шпаргалка» – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

  • Ø «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

  1. 3.     Рефлексия содержания.
  • Ø «Лист самоконтроля» (Ведется на протяжении всего урока).

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

 

 

Самоконтроль

0– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

1– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

2– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;

3– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;

4– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

5– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.

 

 

       Учителю необходимо помнить, что рефлексивная деятельность – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

      Человек так устроен, что с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Если ученики научатся рефлексивному оцениванию, то путь от первых трудностей до первых успехов станет для них  намного короче.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития только ученика, но и учителя.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: