Играя, развиваем. Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных УУД.

Гуляева Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Обвинская ОСОШ»

 

Играя, развиваем. Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных УУД.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия: использование знаково-символических средств, действие моделирования, широкий спектр логических действий и операций, общие приемы решения учебных задач.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать учебные проблемы или учебные задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию,  устанавливать аналогии.

На заседаниях проблемной группы «ФГОС НОО»  в течение 201314 учебного года мы составили «Сводную таблицу комплексной оценки результатов образования учащихся 1-4 классов в рамках внедрения ФГОС НОО», где наряду с предметными, личностными результатами  прописан инструментарий, сроки проведения тестов, форма фиксирования результатов  развития у учащихся коммуникативных УУД.

Карта формирования познавательных УУД

Показатели

Класс

 

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.

 

 

1

Большинство умений не сформированы

Действует по образцу.

Выполняет сам-но.

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.

 

2

Большинство умений не сформированы.

Действует

 по образцу.

Выполняет сам-но.

Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных.

 

3

Сам-но не может работать с текстом.

Выполняет сам-но, но допускает ошибки.

Выполняет сам-но.

Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые  источники информации.

 

4

Сам-но не может работать с текстом.

Выполняет сам-но, но допускает ошибки.

Выполняет сам-но.

Логические учебные действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

1

Не сформированы операции выделения существенных признаков.

Частично сформированы операции обобщения.

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

2

Не сформированы логические операции.

Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам.

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

3

Низкая скорость мышления.

Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками.

Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4

Логические связи устанавливать

не может.

Логические связи устанавливает с трудом.

Логические связи устанавливает.

             

Инструментом развития мыслительной деятельности  является дидактическая игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

На уроках и внеурочной деятельности предпочтение отдаю  развивающему (т.е. имеющему несколько уровней сложности, многообразные в применении):  учебно-игровому пособию  «Логические Блоки ДЬЕНЕША». Дидактический материал состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Овладение различными способами анализа несомненно повышает интерес к обучению, а это влечет повышение школьной мотивации, школьной успешности, развитию познавательных УУД.

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: