Мастер-класс "Исследовательская задача как один из способов формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий"
Коновалова Светлана Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Карагайская СОШ № 1»
Исследовательская задача как один из способов формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий
Исследовательская задача – это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Исследование вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, отношений. Эти умения и навыки являются самыми трудными, но и самыми необходимыми как для воспитания грамотного читателя, так и для овладения основами анализа художественного произведения.
Именно исследовательская задача, по нашему мнению, способствует развитию метапредметных универсальных учебных действий.
Предлагаю вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования умения проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов исследования; способствуют умению структурировать материал.
1.Прием «Извне и изнутри». Например, в ряде произведений А.С. Пушкина главную героиню зовут Марией. Вспомните или определите, о каких произведениях идет речь? Сколько их?
Уровни |
Высокий (владеет полностью) |
Достаточный (владеет частично) |
Начальный (владеет слабо) |
Умение проводить сериацию |
Обучающийся обратился к информационным источникам (Например, собранию сочинений А.С.Пушкина) Определены все 6 произведений |
Обучающийся испытывал затруднения в поиске необходимых источников информации, определил несколько произведений. |
Обучающийся не сумел найти произведения. Выполнил задачу только с помощью учителя |
2.Прием «Дерево решений» (используется для рационализации процесса исследования, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленный вопрос). Например, в сказках А.С. Пушкина мы часто встречаем числа 3 и 7. Предложите критерии отбора этих чисел.
Умение проводить критериальный отбор |
Высокий (владеет полностью) |
Достаточный (владеет частично) |
Начальный (владеет слабо) |
|
Обучающийся предлагает ряд критериев (более 3), аргументирует свое мнение |
Обучающийся предлагает несколько критериев (от 2 до 3), частично аргументирует свое мнение |
Обучающийся затрудняется в отборе критериев. Предлагает лишь один критерий. |
3. Прием «Весы». В произведениях устного народного творчества мы встречаем большое количество финонимов (названий трав, деревьев, ягод). Сравните фитоним (например, лазоревый цветочек) по частотному и смысловому отношению к другому фитониму. Обоснуйте частотность выбора, аргументируйте свое мнение.
Умение проводить сравнение |
Высокий (владеет полностью) |
Достаточный (владеет частично) |
Начальный (владеет слабо) |
|
Обучающийся проводит сравнение, аргументирует свое мнение (объясняет частотность выбора) |
Обучающийся проводит сравнение, затрудняется в аргументации частотности выбора. |
Обучающийся затрудняется в процессе сравнения. Не аргументирует свое мнение. |
4. ПОПС – формула. Этот прием наиболее эффективен, когда нужно выработать аргументы, сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Исследовательская задача – лишь часть исследования. Необходимо научиться выделять этапы исследования, формулировать промежуточные выводы.
Схема работы следующая:
П - позиция (Я считаю, что…)
О – обоснование (потому что …)
П – пример (например …)
С – следствие ( поэтому …)
Один из вариантов ответа. Я считаю, что чаще всего в сказках А. С. Пушкина упоминаются числа 3 и 7, потому что Александр Сергеевич знал о воззрениях наших предков, которые опирались на христианские представления. Например, число 3 несет в себе триединство (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух). Это число священно, несет положительный результат. Поэтому три испытания проходит герой сказки, три помощника способствуют его успеху. Число 7 также является «счастливым». («Ей в приданое дано 7 торговых городов да 140 теремов»). Напротив, число 6 связано в сказках с неудачей, а порой и со смертью. Поэтому упоминание чисел в сказках А.С. Пушкина имеет определенное значение, основанное на христианских традициях славянских народов.
Таким образом, исследовательские задачи способствуют развитию метапредметных универсальных учебных действий, они учат ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, рационально подходить к процессу познания, то есть учат учиться.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.