Мастер-класс "Исследовательская задача как один из способов формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий"

Коновалова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карагайская СОШ № 1»

Исследовательская задача как один из способов формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий

Исследовательская задача – это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Исследование вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, отношений. Эти умения и навыки являются самыми трудными, но и самыми необходимыми как для воспитания грамотного читателя, так и для овладения основами анализа художественного произведения.

Именно исследовательская задача, по нашему мнению, способствует развитию метапредметных универсальных учебных действий.

Предлагаю вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования умения проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов исследования; способствуют умению структурировать материал.

1.Прием «Извне и изнутри». Например, в ряде произведений А.С. Пушкина главную героиню зовут Марией. Вспомните или определите, о каких произведениях идет речь? Сколько их?

Уровни

Высокий

(владеет полностью)

Достаточный (владеет частично)

Начальный

(владеет слабо)

Умение проводить сериацию

Обучающийся обратился к информационным источникам (Например, собранию сочинений А.С.Пушкина)

Определены все 6 произведений

Обучающийся испытывал затруднения в поиске необходимых источников информации, определил несколько произведений.

Обучающийся не сумел найти произведения. Выполнил задачу только с помощью учителя

2.Прием «Дерево решений» (используется для рационализации процесса исследования, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленный вопрос). Например, в сказках  А.С. Пушкина мы часто встречаем числа 3 и 7. Предложите критерии отбора этих чисел.

Умение проводить критериальный отбор

Высокий

(владеет полностью)

Достаточный (владеет частично)

Начальный (владеет слабо)

 

Обучающийся предлагает ряд критериев (более 3), аргументирует свое мнение

Обучающийся предлагает несколько критериев (от 2 до 3), частично аргументирует свое мнение

Обучающийся затрудняется в отборе критериев. Предлагает лишь один критерий.

3. Прием «Весы». В произведениях устного народного творчества мы встречаем большое количество финонимов (названий трав, деревьев, ягод). Сравните фитоним (например, лазоревый цветочек) по частотному и смысловому отношению к другому фитониму. Обоснуйте частотность выбора, аргументируйте свое мнение.

Умение проводить сравнение

Высокий

(владеет полностью)

Достаточный (владеет частично)

Начальный (владеет слабо)

 

Обучающийся проводит сравнение, аргументирует свое мнение (объясняет частотность выбора)

Обучающийся проводит сравнение, затрудняется в аргументации частотности выбора.

Обучающийся затрудняется в процессе сравнения. Не аргументирует свое мнение.

4. ПОПС – формула. Этот прием наиболее эффективен, когда нужно выработать аргументы, сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Исследовательская задача – лишь часть исследования. Необходимо научиться выделять этапы исследования, формулировать промежуточные выводы.

Схема работы следующая:

П - позиция (Я считаю, что…)

О – обоснование (потому что …)

П – пример (например …)

С – следствие ( поэтому …)

Один из вариантов ответа. Я считаю, что  чаще всего в сказках А. С. Пушкина упоминаются числа 3 и 7, потому что Александр Сергеевич  знал о воззрениях наших предков, которые опирались на христианские представления. Например, число 3 несет в себе триединство (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух). Это число священно, несет положительный результат. Поэтому три испытания проходит герой сказки, три помощника способствуют его успеху. Число 7 также является «счастливым». («Ей в приданое дано 7 торговых городов да 140 теремов»). Напротив, число 6 связано в сказках с неудачей, а порой и со смертью. Поэтому упоминание чисел в сказках А.С. Пушкина имеет определенное значение, основанное на христианских традициях славянских народов.

Таким образом, исследовательские задачи способствуют развитию метапредметных универсальных учебных действий, они учат ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, рационально подходить к процессу познания, то есть учат учиться.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: