Роль предмета
Автор: Беляева Валентина Васильевна, учитель технологии МБОУ «Сюзьвяковская ООШ»
Роль предмета «Технология» в формировании УУД
Уважайте незнание ребёнка
Я. Корчак
Учебный предмет «Технология» может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Формирование познавательных учебных действий осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования; анализировать устройство изделия; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач; выполнять моделирование и преобразование модели, работать с моделями.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет обучающимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, учителя или задания, представленные в учебнике, дидактическом материале и т.д., предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям, руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой различных методических приемов. В частности, выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). Подавляющее большинство видов работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Таким образом, учебный предмет «Технология» нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. У школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.
Комментарии
25.04.2016 | 11:49
Уважаемая Валентина Васильевна, прошу ответить на два вопроса: 1. какое отношение данный текст имеет в ООП школы (достаточно двух предложений) 2. какие УУД Вам, как учителю, наиболее интересны, и над которыми Вы работаете более целенаправленно или более
27.04.2016 | 09:35
1. Я считаю, что УУД являются базовыми ценностными ориентирами, положенными в основу образовательной программы. 2.Учебный предмет «Технология» предполагает формирование всех УУД. В своей педагогической деятельности я отдаю предпочтение формированию т