«Универсальные задачи»

Шулакова Наталья Геннадьевна

Учитель математики

МБОУ «Обвинская СОШ»

«Универсальные задачи»

Актуальность. В последние годы на уроках математики всё в большей степени возникают трудности в прочтении и понимании  учащимися текстовой математической задачи. Используемые ранее способы и методы не эффективны. Идёт поиск новых в данной ситуации средств достижения планируемых результатов по математике.

С целью повышения мотивации  учащихся, интереса к предмету, результатов обучения  на факультативных занятиях применяю такой приём при решении текстовых задач как рассмотрение текста задачи как универсального средства, которое помогает охватить многие грани образовательного процесса, способствует овладению базовыми предметными, межпредметными и метапредметными понятиями, отражающими связи между объектами и процессами. Использую в данном контексте и местный материал, в рамках проекта школы «Дуальное образование» (профориенация учащихся с целью выбора профессии, необходимой в родном с. Обвинск).

  1. Цель выступления: ознакомление с одним из приёмов работы над текстом математической задачи на факультативных занятиях по математике  с учащимися 7 и 8 классов.
  2. Базовые положения выступления.

4.1. Представлены цель и задачи выступления, актуальность темы.

4.2. Сформулированы выявленные проблемы (трудности)  при работе с текстом математической задачи у учащихся 7 и 8 классов.

4.3. Повествуется приём, применяемый для работы с учащимися над текстом задачи на примерах нескольких задач.

Пример такой задачи: Площадь земель крестьянского хозяйства, занятая под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 90 га и распределена между зерновыми и овощными культурами в отношении 1:5. Сколько гектаров занимают овощные культуры?

 Вопросы к задаче для обсуждения:

1)    Какие сельскохозяйственные культуры вы знаете? Какие из них выращивают в нашей местности?

2)    Проклассифицируйте на зерновые и овощные культуры.

3)    Какое хозяйство называется крестьянским? Являются ли предприятия Обвинского сельского поселения таковыми? А домашние (личные) хозяйства жителей села?

4)    Какие зерновые и овощные культуры выращиваются в личных хозяйствах?

5)    В каких единицах измеряются площади сельхозпредприятий, личных хозяйств?

4.4. Сформулированы выводы при проведении данной работы с учащимися, рефлексия, перспективы работы по данному направлению.

5. Итог выступления:

5.1.В результате работы с учащимися по текстам математических задач сделаны следующие выводы:

- ученики увидели, что возможно извлечение нематематической информации из математического текста;

- можно дополнять имеющуюся в тексте задачи информацию, в т. ч. применительно к территории, к себе;

- убедились, что для понимания текста и смысла задачи необходимы знания из других областей, предметов (география, история, экономика и др.);

- получили новые сведения (возможно – знания) в интеллектуальной, социальной сферах;

- рассмотрели математическую задачу как источник новой информации, как материал для дискуссии, дальнейшего осмысления, изучения, применения  и др.

5.2. Универсальный (по толковому словарю): охватывающий всё или многое, относящийся ко всему; пригодный для множества сильно отличающихся случаев. Следовательно, текстовая математическая задача - универсальное средство (инструмент) в руках учителя, которое может помочь охватить многие грани образовательного процесса, пригодное для овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

5.3. «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» (В. А. Сухомлинский). Формирование и развитие приёмов мыследеятельности, так необходимых обучающимся на уроках, во внеурочной и повседневной деятельности, происходит только при формировании умения работать с информацией.

 

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Гуляева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ "ОСОШ"
26.04.2016 | 22:15

Уважаемая Наталья Геннадьевна!На мой взгляд, благодаря курсу "Универсальные задачи" учащиеся школы, решая задачи, повысили свою осведомленность о нашей сельхозтерритории; заинтересовались информацией о професиях на селе. А как оценивают учащиеся данный ку

Татьяна Сергеевна Дудина, учить МБОУ "СООШ"
27.04.2016 | 07:09

Добрый день Светлана Юрьевна! Мне очень понравился подход к тексту задач с учетом местного материала- этой сейчас необходимо. Скажите, а дети сами изъявляют желание составлять такие задачи? если да, то какие УУД это у них развивает? спасибо.

Шулакова Н. Г.
27.04.2016 | 12:58

Ответ Гуляевой С. Ю. Оценка учащихся проводилась в форме анкетирования. Результаты были представлены в выступлении, на слайде. Ответ Дудиной Т. С. Сами учащиеся какие задачи и вопросы к ним не составляли. Надо попробовать. Спасибо за совет.

Кадочникова Елена Аркадьевна, педагог - организатор ОСОШ
28.04.2016 | 13:21

Уважаемая Наталья Геннадьевна! Замечательно что у нас в школе работают профессиональные, опытные педагоги..Благодаря Вам учащиеся больше узнали о профессиях своего села. Успехов Вам! Скажите, а Вы планируете в дальнейшем работать по курсу "Универсальные з

Кадочникова Елена Аркадьевна, педагог - организатор ОСОШ
28.04.2016 | 13:23

Продолжение комментария Скажите, а Вы планируете работать по курсу "Универсальные задачи в дальнейшем? Спасибо.

Шулакова Н. Г.
28.04.2016 | 13:43

Ответ Кадочниковой Е. А. Работу планирую продолжить и в следующем году. Воспользуюсь подсказкой Дудиной Т. С. - дам возможность детям составлять доп. вопросы к задачам. Спасибо.

Порошина Е.Г.
28.04.2016 | 20:55

Наталья Геннадьевна! Все больше убеждаюсь в том, что Вы- большая умница. так держать!


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: