Опыт работы с одарёнными детьми

День ЦИО
«Проблемы и перспективы работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Новых Светлана Николаевна,
МБОУ «Антонятская ООШ» Карагайский район,
учитель истории и обществознания,
заместитель директора по воспитательной работе

Выступление по теме
«Опыт работы с одарёнными детьми»

Прежде чем говорить о работе с одарёнными детьми, встаёт вопрос: а кто он такой «одарённый ребёнок»? В рамках сельской школы, где нет узких специалистов (в частности, даже психолога), можно сказать, что одарённый ребёнок – это обучающийся, который имеет определённые способности в определённом направлении или в предмете. По мнению Шадрикова В.Д., «Способности есть проявление личности» (В.Д. Шадриков. «Психология деятельности и способности человека». - М.; "Логос", 1996. 320 с).
Дети проявляют свои способности в определённых направлениях: в интеллекте, в творчестве, в спорте. Как мы выявляем способных детей? Через деятельность детских творческих объединений, на уроках, через участие в олимпиадах, конкурсах, участие во внеурочной деятельности и т.д. Конечно, бывают случаи случайных совпадений (например, в олимпиадах), но в большинстве случаев ребёнок (подросток) проявляет устойчивые способности в определённом или в нескольких направлениях.
В нашей школе работа с одарёнными детьми проводится по нескольким уровням участия:
1) Школьный
2) Муниципальный
3) Краевой
4) Российский
Данная работа параллельно выстраивается как в урочное, так и во внеурочное время.
Каждый уровень своеобразен своими технологиям, методами и приёмами работы.
Школьный уровень отличается от остальных тем, что здесь работа проводится в основном массово, с группами детей. Это интеллектуальные и творческие игры, занятия по образовательным программам дополнительного образования, соревнования, школьные олимпиады, внеурочная деятельность и т.д. Из общего количества отслеживаются и выбираются для дальнейшей работы обучающиеся с наиболее яркими способностями, высокими показателями. Но есть и дети, которые не проявили больших способностей, но имеют огромное желание работать в данном направлении. С обучающимися данной категории работа по выявлению и развитию талантов так же ведётся. На данном уровне ведётся отбор на последующие уровни участия в мероприятиях.
На районный уровень выходят обучающиеся с определёнными результатами, где уже районные показатели могут быть проводником для участия в очных турах краевого уровня. На районном уровне развита деятельность с одарёнными детьми в интеллектуальном и спортивном направлении. Это игра «Что? Где? Когда?» для интеллектуалов школьных команд, муниципальный этап всероссийских олимпиад по предметам, конкурсы исследовательских работ для учащихся 1-4 и 5-11 классов, соревнования по различным видам спорта и т.д. Но районный уровень не всегда является проводником для участия в последующих уровнях, т.к. есть возможность помимо районного уровня сразу принять участие в краевом и российском уровне.
Краевой и всероссийский уровни участия одарённых детей – это индивидуальная работа с одарённым ребёнком. Участие в данных уровнях индивидуальное. К мероприятиям данных уровней относятся олимпиады и конкурсы. Массовое участие в данных мероприятиях не говорит о развитии одарённости ребёнка.
Необходимость создания особых условий для ода¬ренных школьников, в которых они могли бы реализовать и развить свои таланты, не вызывает сомнения. Общество и государство в целом от школы требуют повышение социальной мобильности личности, повышение конкурентоспособности личности, общества и государства. К данным требованиям общества и государства может соответствовать способный ребёнок, адаптированный к современным условиям через выход за программные рамки учебного предмета. Именно в работе с одарёнными детьми достигаются не то что предметные, а личностные результаты ООО ФГОС: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Гуляева Светлана Юрьевна
26.04.2016 | 22:00

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Просто здорово, что в вашей школе простроена система работы с одаренными детьми. хотелось бы узнать: как давно работаете по этому направлению и дает ли результаты эта работа?

Татьяна Сергеевна Дудина, учитель биологии и химии
27.04.2016 | 07:03

Добрый день,Светлана Николаевна! Скажите пожалуйста, а ведете ли вы работу с детьми и как, которые имеют способности, но не имеют желание их развивать? Формы мотивации таких детей?

Филимонова Эльвира Юрьевна МБДОУ "Савинский детский сад"
27.04.2016 | 12:10

Здравствуйте, Светлана Николаевна!мы в своем детском саду решили вести работы с такими детьми, но никак не можем определиться с критериями "одаренный ребенок". Какие критерии оценки у вас разработаны для определения понятия "одаренные дети"? как в этом во

Анянова Галина Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ "Рождественская СОШ"
27.04.2016 | 13:40

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Хотелось бы узнать, какие программы внеурочной деятельности в рамках ООП ООО, связанные с Вашей темой, реализуются в МБОУ "Антонятская ООШ"?

Кадочникова Елена Аркадьевна, педагог - организатор ОСОШ
28.04.2016 | 13:44

Добрый день Светлана Николаевна! Очень здорово, что такая работа с одаренными детьми ведется в сельских школах. Мы можем рассчитывать, что благодаря Вам наши сельские дети будут поступать в высшие учебные заведения. Благодаря такой работе увеличивается п

Кадочникова Елена Аркадьевна, педагог - организатор ОСОШ
28.04.2016 | 13:45

продолжение комментария. процент участия учащихся в мероприятиях разного уровня. Спасибо Вам и успехов в вашей работе.

Бабина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Рождественская СОШ"
30.04.2016 | 00:22

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Скажите пожалуйста, каковы самые значимые результаты одаренных детей Вашей школы на краевом и всероссийском уровнях? Они единичны или стабильны?

Бабина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Рождественская СОШ"
05.05.2016 | 23:36

Во 2-м предложении перед словом "пожалуйста" должно стоять запятая. По клавише "стукнула", да мимо))).

Бабина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы
13.05.2016 | 00:01

Конечно же, "должна" стоять запятая.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: