Мастер-класс по теме «Вместе играем, словарь пополняем»

ФИО: Марина Григорьевна Чудинова.

Должность: воспитатель  МБДОУ  «ЦРР - Карагайский детский сад №4».

Целевой ориентир (из ФГОС ДО): Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Конкретизированный результат: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Достижение целевого ориентира представлено следующими задачами:

- Обогащать словарный запас детей прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами;

- Стимулировать речевое творчество детей;

- Упражнять в подборе слов-ассоциаций;

- Формировать умение образовывать существительные в творительном падеже;

Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата. (Диагностическая методика по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованная Ушаковой О.С., Струниной Е.М.)

Сформирован. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Самостоятельно образует родственные слова, подбирает синонимы, антонимы, понимает многозначность слова.

Частично сформирован. Словарный запас в пределах нормы. Допускает ошибки при обобщении. Образует родственные слова, подбирает синонимы, антонимы, объясняет многозначность слова с помощью взрослого.

Не сформирован. Словарный запас не соответствует возрастной  норме. Испытывает затруднения при обобщении, образовании родственных слов, подборе синонимов, антонимов. Не понимает многозначности слова.

Используемые педагогические приемы в практике работы:

  1. 1.     Речевая игра «Поле речевых чудес».

Речевая игра способствует решению всех поставленных задач по достижению выбранного целевого ориентира.

Материал: игровое поле, фишки.

Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие по полю речевых чудес. Игра состоит из 6 заданий.

Задание 1: «Ядерное слово» - слово, с которым предстоит отправиться в путешествие. Например: День.

Задание 2: «Однокоренные или родственные слова» - необходимо слову найти семью. Например: День, денёк, денёчек, деньской и т.д.

Задание 3: «Слова-признаки» - необходимо к ядерному слову подобрать прилагательные. Например: День прохладный, ветреный, ясный, солнечный и т.д.

Задание 4: «Слова-действия» - необходимо подобрать глаголы. Например: День наступает, приходит, радует и т.д.

Задание 5А«Слова-синонимы» - подобрать слова похожие по смыслу. Например: День, часть суток, время, период и т.д.

Задание 5Б – «Слова антонимы» - подобрать слова противоположного значения. Например: День-ночь.

Задание 6: - «Ассоциации» - подобрать слова-ассоциации  к ядерному слову. Например: «День» – светло, обед, сон, прогулка и т.д. 

  1. 2.     Дидактическая игра «Не ошибись!».

Игра обогащает речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; упражняет детей в различении предметов по материалу: резиновый,  деревянный, металлический, пластмассовый.

Материал: предметы из различных материалов, 4 корзинки.

Педагог предлагает детям поделиться на 4 команды и собрать предметы по определённым признакам: деревянные, пластмассовые, металлические, резиновые, дать обоснование своему выбору и подобрать к предмету прилагательные.

  1. 3.     Словесно-дидактическая игра «Кто кем, чем был?»

Игра расширяет словарь и закрепляет падежные окончания.

Материал: мяч.

Педагог, бросает мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) он был раньше.

Например, цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой.

Вывод: используемые педагогические приёмы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста помогают в достижении целевого ориентира - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: