Мастер-класс "Графические способы представления информации как средство развития метапредметных УУД на занятиях краеведческой направленности «Мой Пермский край»"

Бразгина Надежда Георгиевна,

учитель МБОУ «Карагайская  СОШ № 1»

 

В рамках ФГОС ООО особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые необходимы современному ученику для самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, сознательного получения нового социального опыта, для саморазвития и самосовершенствования. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы).

Учебный курс «Мой Пермский край»  является краеведческим предметом и включает интеграцию знаний обучающихся по трем учебным дисциплинам: истории, литературе, географии.Поэтому познавательные  универсальные учебные  действия, формируемые содержанием даннoго курса включают в себя умение устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать и обобщать факты,  формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде разных  форм, переводить информацию из одной формы в другую.

Мониторинг форсированностиумения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня форсированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).

Объектом наблюдения являются особенности отношения обучающихся  к учебному материалу и их  деятельность при решении познавательных задач.

Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 0, средний уровень -1, высокий уровень – 2

Оцениваемые параметры

Высокий уровень

 2 балла

Средний уровень

1 балл

Низкий уровень

0 баллов

Находит информацию в источнике (текст, видео, словарь)

Способен самостоятельно найти информацию в источнике

Самостоятельно находит информацию висточнике, но требуются дополнительные указания со стороны учителя

Не может без помощи педагога найти информацию в источнике

Установление причинно-следственных связей

Способен самостоятельно определить причинно-следственные связи на доступном учебном материале

Определяет причинно-следственные связи, но как правило с помощью взрослого

Не может устанавливать причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого

Умение делать выводы

Способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы

Совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы

Даже при значительной помощи педагога не может сделать выводы по работе

 

Одним из методических приемов, который можно использовать на учебных занятия, является прием «Фишбоун». Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

 Денотатный граф – [от лат. denoto – обозначаю и греч. пишу] способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. При использовании этого  способа графическогопредставления информации обучающиеся имеют  возможность научиться: структурировать тексты,  выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, составлять характеристики и описания объектов.

Удобным инструментом  структурирования информации в визуальной форме может быть прием составления концептуальных таблиц. Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: