Детям с ОВЗ особую заботу_ЯкутоваЕЛ

Работая с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, убеждаешься, что им необходим не только индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, но и важна работа по их адаптации в социуме.

Трудности, с которыми сталкивается учитель:

-меньше часов для освоения программы;

-у каждого ученика с ОВЗ свой уровень знаний, который может быть ниже или выше уровня, требуемого для учащихся данного класса;

- у каждого свои трудности в освоении образовательной программы;

- обычно такие учащиеся часто болеют.

  Как преодолеть возникающие препятствия и подготовить учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации по русскому языку? 

Экзамен для ребёнка с ОВЗ – это большое испытание, влияющее на психику, эмоциональное состояние, волю.

  Поделюсь опытом подготовки к ГВЭ по русскому языку.

  Во-первых, изучили инструкцию. Образцы экзаменационных материалов для проведения ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку.  Образец комплекта тем сочинений № С-9-1

  Во-вторых, постепенно готовили родителей и обучающегося к тому, что экзамен пройдёт в такой-то форме (изложение с сочинением). Выбрали изложение (сжатое или развернутое изложение с творческим заданием), так как пересказы давались лучше, чем сочинения по литературе. Написать сочинение на тему в объёме от 250 слов не представлялось возможным из-за индивидуальных качеств личности ученика.

  В-третьих, чтобы адаптировать ученика к новой форме экзамена, провели пробный, где познакомили со структурой экзамена, с бланком. С требованиями по выполнению работы знакомились на уроках.

  Тексты для изложений обычно большие, пересказывать их в классе сначала не удавалось, поэтому читали дома, пересказывали, а в классе составляли план, проговаривали творческую часть и писали работу. Своё мнение нужно аргументировать, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Сначала дать аргументированный ответ на вопрос не удавалась, после анализа 4-6 текстов работы стали успешнее. Труднее было придумать примеры из жизни. Часто у детей с ОВЗ не хватает жизненного опыта, умения применить знания на практике.

  Зачастую дети с ОВЗ имеют узкий кругозор. Поэтому уроки становятся «окном в мир», учитель помогает не только узнать новое, но и формирует мировоззренческую позицию ученика. Большую роль играет словарная работа на уроке.  Она требует от учителя постоянного поиска практического материала и приемов обучения. Задания и упражнения, систематизированные по учебным темам, ставят целью помочь учащимся запомнить написание слов, увидеть признаки орфограммы, помогают «присвоить» слово, найти в словаре, дать своё толкование, использовать его в речи.

  Следует помнить, что психические процессы развиваются только в деятельности. Поэтому применяю деятельностный подход.  Постоянно работаю над развитием связной речи, формированием умения работать с учебником, словарями. На различных этапах урока включаю упражнения для развития мышления.

  Часто при объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ. Так при изучении темы «Причастие» вспоминаем признаки прилагательного и глагола. Ученик читает параграф учебника, делает пометки: +,-, интересно. Делаем схему. Прошу привести примеры сначала из учебника, затем самостоятельно. Далее находим причастие в тексте. Если на следующий урок ученик не сможет назвать правило или найти изученную часть речи, выясняем затруднения и повторяем.  Применяю поэтапное объяснение заданий, иногда требуется повторение (иногда неоднократное) учащимся инструкции к выполнению задания.

  Уроки литературы расширяют кругозор. Например, изучая роман «Евгений Онегин», рассказываю об эпохе 30-х годов 19 века, о моде, правилах дуэли, театре.

  Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами: в тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д. Применяю такой приём: запоминание в течении нескольких секунд рисунка, составление рассказа. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.

  Проверка домашней работы помогает выявить затруднения, основательнее запомнить. После каждой письменной работы провожу анализ, который позволяет скорректировать пробелы, вспомнить изученное.  Обязательно провожу анализ контрольных работ.

  При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, схемы - опоры (второстепенные члены предложения), алгоритмы («НЕ с разными частями речи», «Сложное предложение»), схемы-таблицы.

  Физкультурные паузы для детей с ОВЗ необходимы, так как снимают мышечное напряжение, усталость. Выполняем небольшой комплекс весело, энергично, с улыбкой.

  Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

  Я тесно контактирую с родителями детей этой категории и благодарна им за помощь и поддержку. Систематически приходят мне на консультации разного рода, звонят, интересуются достижениями своих детей. Я, как классный руководитель, предоставляю родителям учащихся с ОВЗ в индивидуальном порядке данные о результатах диагностики, планах работы, динамике развития ребёнка с конкретными рекомендациями.

  Опыт работы показал, что детям с ОВЗ необходима психологическая поддержка взрослых, особенно на экзаменах, во время контрольных работ: близость к учащимся во время объяснения задания, доброжелательный тон, слова одобрения. Отрицательно влияет незнакомая обстановка и незнакомые люди.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Владычных С.В.
29.04.2016 | 16:24

Спасибо, Елена Леонидовна, за представленный опыт работы. У нас пока таких детей нет и не предвидится в длижайшем будущем. Но тема интересная. Уточните, пожалуйста, "проговаривали творческую часть", т.е. коллективно обсуждали, что написать в сочинении?

Бабина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы
02.05.2016 | 23:57

Елена Леонидовна!Мне понравилась Ваша статья структурированностью,полезными советами, неравнодушным отношением к детям.Спасибо!Зная, как непросто таким ребятам адаптироваться в незнакомой или измененной обстановке, освободила бы их от стрессовой экзаменац

Бабина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Рождественская СОШ"
02.05.2016 | 23:59

ионной ситуации. Согласна, что родители - надежная опора.А как не хватает помощи психолога в работе с детьми с ОВЗ!


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: