Особенности краткосрочных образовательных практик

                                                                                                                                                                                             Патокина Нонна Юрьевна

                                                                                                                                                                                     старший воспитатель

МБДОУ «Обвинский детский сад»

Особенности    краткосрочных  образовательных практик (КОП) в детском саду.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности 60% программы составляет обязательная часть, а 40% часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Специально организованная деятельность воспитателя и детей  происходит в первой половине дня, а во второй половине дня  организуются разнообразные краткосрочные  практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе этих  практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе образовательных  практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Программа краткосрочных образовательных практик предполагает, что построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.  Ребенок сможет приобрести новые умения, навыки, свойства личности, которые позволят ему выстроить индивидуальный путь развития.

Краткосрочные образовательные  практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Эти   виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию. Так  Н. Б. Крылова в своих трудах употребляет словосочетание «игровая практика», и рассматривает игру, как одну из разнообразных  практик. Для ребенка дошкольного возраста такая  практика является одной из ведущих.

Игровая деятельность дошкольников как краткосрочная образовательная  практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей.

Что же можно считать образовательной   практикой?

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, игры и коллекционирование.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка – вот суть построения системы краткосрочных образовательных практик по выбору. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

В нашем детском саду мы планируем культурные практики после сна.    Краткосрочные образовательные практики   будут  проводиться 1 -  2 раза в неделю, длительность 1 занятия   в соответствии с возрастом детей.  

Продолжительность  курса   – от 1 до 6 занятий.

В перспективных планах запланировано чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, конструктивные игры. Тематика краткосрочных образовательных практик пересекается со стратегическим направлением МБДОУ «Обвинский детский сад». КОПы являются одним из основных мероприятий в реализации Программы «Развитие».

В процессе реализации краткосрочных образовательных практик, а именно во время занятия, воспитатель объявляет детям, чем он планирует заниматься и приглашает детей присоединиться к нему. Воспитанники, по желанию, собираются возле воспитателя, и проводится краткосрочная образовательная практика. Такая практика имеет подгрупповой характер.

Я считаю, что краткосрочные образовательные  практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Филимонова Эльвира Юрьевна МБДОУ "Савинский детский сад"
27.04.2016 | 11:20

здравствуйте, Нонна Юрьевна, Вы написали о том, что "воспитатели объявляют детям, чем он планирует заниматься", а дети сами предлагают свои идеи? Если да, то как развиваются события дальше?

Анянова Галина Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ "Рождественская СОШ"
27.04.2016 | 13:18

Здравствуйте, Нонна Юрьевна! Правильно ли я поняла, что в вашем детском саду только планируется введение КОПов? А еще хотелось бы уточнить, в чем заключается стратегическое направление МБОУ "Обвинский детский сад", а также цели и результаты КОПов в Програ

Тихонова ксения Владимировна, МБДОУ "Савинский детский сад"
27.04.2016 | 14:55

Здравствуйте, Нонна Юрьевна! Учитывали ли вы, планируя тематику краткосрочных образовательных практик, интересы детей и запрос родителей? Ведь технология организации краткосрочных образовательных практик это предполагает.Если да, то каким образом?

Хлебникова Наталья Александровна,воспитатель
27.04.2016 | 19:53

Здравствуйте,Нонна Юрьевна! Предполагаете ли вы межвозрастное общение в процессе реализации программы краткосрочных образовательных практик?

Нонна Юрьевна
28.04.2016 | 09:55

Спасибо, коллеги, за вопросы. В нашем детском саду прошла анкета, выявляющая интересы и запросы родителей на следующий учебный год. Одним из ключевых направлений, выбранных родителями, является нравственно-патриотическое воспитание на реализацию которог

Шулакова Н. Г.
28.04.2016 | 14:16

Новая фраза в обиходе воспитателей - "Краткосрочные образовательные практики"?! А что нового в содержании??? Не увидела "изюминку". Помогите увидеть. Спасибо!

Ирина Владимировна
29.04.2016 | 14:11

Наталья Геннадьевна, суть нашей деятельности была объяснена выше, но к сожалению комментарий опубликовался не полностью. Суть в том, что КОПы и Программа развития будут работать в одном ключе.

Сафонова Екатерина Юрьевна
29.04.2016 | 20:43

Здравствуйте, Нонна Юрьевна! Вы проводите сенсорные и интеллектуальные тренинги с детьми индивидуально или со всеми вместе? Каких авторов вы используете?


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: