Приемы стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии при формирвании познавательных УУД Дудина Т.С.
МБОУ "Сюзьвяковская основная общеобразовательная школа", Дудина Т.С., учитель химии и биологии
Приемы стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии при формировании познавательных УУД
«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение».
Д.С. Лихачев
Анализ результатов ОГЭ показывает, что задания, требующие оценки содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы, вызывают даже у успешных обучающихся затруднения. Это является одним из показателей плохо сформированных познавательных УУД.
Один из путей развития сферы познавательных УУД предлагает федеральный государственный стандарт: развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом, потому что одним из главных источников развития личности является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром.
"Стратегии смыслового чтения" - различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графические оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения и работы с текстом отводится предмету «биология», при изучении которого обучающие работают в основном с научно-познавательными текстами.
Для развития стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии возможно использование следующих приемов:,"глоссарий", "диалог с текстом", "незнакомцы", "инсерт", "синквейн, "ромашка или кубик Блума", "Тонкие и толстые вопросы", "Зебра", работа с анатомическими атласами и словарями терминов, "ключевые слова, "Лови ошибку", работа с таблицами, графиками и т.д. Есть приемы: "фишбон" или "рыбная кость", "ассоциативный куст", "диаграмма Эйлера-Венна", "понятийно- терминологическая карта" - которые можно использовать для преобразования графической информации в текстовую и наоборот. Использование данных приемов возможно в текстовой, предтекстовой и послетекстовой стратегий.
Большинство приемов для овладения применяется преимущественно в парной или групповой работе, это отражается и на формировании коммуникативных УУД.
На сегодняшний день, в связи с увеличением информационного потока, становится невозможным дать весь объем материала на уроке, однако можно сформировать навыки и умения поиска информации и работы с ней, в частности посредством стратегии смыслового чтения и работы с текстом, которые позволят обучающемуся продолжить успешное обучение самостоятельно.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.
Комментарии
25.04.2016 | 11:43
Уважаемая Татьяна Сергеевна, в связи с Вашим выступлением прошу Вас актуализировать два момента: 1. Ваши любимые приемы (из озвученных) и почему, 2. Связь данной темы с основной образовательной программой школы.
27.04.2016 | 06:46
Приемы стратегии смыслового чтения и работы с текстом, наиболее часто используемые в моей работе "понятийно-терминологическая карта","фишбон","Кубик блума".На мой взгляд, они заставляют обучающихся более осознанно воспринимать текст, развивают устную речь
27.04.2016 | 06:49
Одна из программ в рамках ООП ООО- "Формирование основ смыслового чтения и работы с текстом", поэтому используемые мною приемы на уроках способствуют реализации данной программы. Евгения Давыдовна, спасибо за комментарий.
27.04.2016 | 15:37
Добрый день, Татьяна Сергеевна! Хотелось бы увидеть динамику применения приёмов в действии, результативность.
28.04.2016 | 15:58
Здравствуйте, Алефтина Леонидовна! О динамике применения приемов, например, в 9 классе можно судить по результатом пробного ОГЭ: увеличилась набираемость баллов в заданиях повышенной трудности, которые требуют работы с текстом различной формы