Организация групповой работы как необходимого условия развития коммуникативных УУД.

Гуляева Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Обвинская СОШ»

Организация групповой работы

как необходимого условия развития коммуникативных УУД.

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;          

                                            они будут открывать это новое сами.

                                            Моя главная задача – помочь им раскрыться,                                                                                       

                                            развить собственные идеи»

                                                                       Иоганн Генрих Песталоцци

           На  современном  этапе одна из важных задач школы – формирование УУД. Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умения  отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы, мастерской коммуникативных навыков  ребенка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а деятельность в группе.

Этапы работы по формированию умений работать в группе.

 

I этап:  1) выработка умения договориться, умения общаться. …. Все это в атмосфере доверия и доброжелательности. Возникновению между детьми доверительных эмоциональных связей  способствуют различные игры и упражнения.

 2.Знакомство с правилами общения.

*Каждое последующее правило дружелюбного спора вводила через разыгрывание различных сценок и демонстрацию самых удачных споров. Таким образом детям задается веер разнообразных положительных образцов сотрудничества.

II.  Следующий этап – работа в парах.

  • Ø Начинала со следующих 2-х правил:

1)высказав свое мнение, спроси  «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как  ты думаешь?»;

2)если  согласен, можно действовать; если разные мнения, задайте друг другу вопросы: «Почему ты так считаешь?», «А это можно доказать?»

  • Ø Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их: - Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

-Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

III.Третий этап – это групповая работа 3-5 человек

1)Алгоритм работы в малых группах:

Организация взаимодействия, договор, распределение ролей (кто за что отвечает?)

Цель работы (что будем делать?)

Способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги?)

Результат (в виде чего?)

2)Со временем были установлены  правила работы в группе.

Групповую работу использую на всех предметах, на разных этапах урока. Благодаря групповой работе создаем учебные проекты (окр. мир, изо, технология), организуем отработку умений, навыков, занимаемся решением проектных задач.

Во внеурочной деятельности  - это интеллектуальные игры в ГПД, легоконструктор (2-3 классы), работа в микрогруппах «Помочь», «Дружина», «Светоч», «Хоровод», подготовка к мероприятиям.

При организации групповой работы у учащихся, начиная с начальной школы, формируется социальный опыт общения друг с другом, умение вести диалог, терпимо относиться к чужому мнению.

Результаты:

  1. повышение среднего % успешности по результатам диагностики (Тест №2.  Коммуникативные УУД);
  2. дети свободно выражают своё мнение на уроках и внеурочное время, умеют задавать вопросы, с удовольствием работают над решением учебных задач в группах.

 

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Татьяна Сергеевна Дудина, учить МБОУ "СООШ"
27.04.2016 | 07:20

Здравствуйте, Светлана Юрьевна! Скажите, пожалуйста, используете ли вы данную форму работы в группах разного возраста, если да, то дает ли это результаты? Как вы думайте, есть ли эффективные формы работы для развития коммуникативных УУД в малочисленном кл

Филимонова Эльвира Юрьевна МБДОУ "Савинский детский сад"
27.04.2016 | 13:21

Здравствуйте, Светлана Юрьевна! правильно ли я понимаю, что работая по данному алгоритму я смогу подготовить детей дошкольного возраста?

Четверухина Алефтина Леонидовна
27.04.2016 | 15:28

Светлана Юрьевна! А как Вы оцениваете работу учащихся в группе? Ведь в журнал мы ставим оценку!

Гуляева Светлана Юрьевна учитель МБОу "ОСОШ"
27.04.2016 | 17:49

Татьяна Сергеевна,спасибо за вопрос. Я работаю в одном классе, поэтому возраст у детей один.Думаю что групповая работа (в парах, тройках)служит эффективным средством развития коммуникативных УУД даже в малочисленном классе.

Гуляева Светлана Юрьевна учитель МБОУ "ОСОШ"
27.04.2016 | 17:53

Здравствуйте, Эльвира Юрьевна. Благодарю за вопрос.Уверена, что работая так последовательно по формированию групповой работы, как я описала, можно достичь успехов и в ДОУ. Практикуйте.

Гуляева Светлана Юрьевна учитель МБОУ "ОСОШ"
27.04.2016 | 18:02

Спасибо за вопрос, Алефтина Леонидовна!В журнал мы ставим оценку-результат групповой работы -оценку за продукт.Она складывается из двух составляющих:полученный результат (даже если он отрицательный)и степень участия каждого из группы в достижении этого ре

Новикова Татьяна Александровна родитель
27.04.2016 | 21:22

Добрый вечер, Светлана Юрьевна спасибо вам большое, я горжусь тем, что в нашей школе есть такой учитель. На ваших уроках я получала огромное удовольствия наблюдая за работой детей на уроке. Как они правильно формируют свои мысли, аргументируют свои ответы

Щипицина Марина Ивановна, МБДОУ "Савинский детский сад", педагог-психолог
27.04.2016 | 22:53

Спасибо за статью, Светлана Юрьевна! Радует, что в школе ведется работа по социально-коммуникативному развитию детей. Вы прекрасно представили этапы работы, расписали подробно алгоритм работы в малых группах. Успехов в работе!

Кадочникова Елена Аркадьевна
27.04.2016 | 23:15

Добрый вечер Светлана Юрьевна! Посетив ваши уроки я еще раз убедилась, что групповая работа приносит результат. Дети умеют работать в парах, группах. Умеют формировать мысли, аргументировать свои ответы, выражать свои мнения, задавать вопросы. Это служи

Гуляева Светлана Юрьевна учитель МБОУ "ОСОШ"
27.04.2016 | 23:21

Уважаемые Татьяна Александровна, Марина Ивановна,Елена Аркадьевна! Благодарю Вас за оценку моей работы!!!

Гуляева Светлана Юрьевна учитель МБОУ "ОСОШ"
27.04.2016 | 23:22

Уважаемые Татьяна Александровна, Марина Ивановна,Елена Аркадьевна! Благодарю Вас за оценку моей работы!!!

Кадочникова Елена Аркадьевна, педагог - организатор ОСОШ
28.04.2016 | 13:30

Продолжение комментария. Большой вашей заслугой считается то, что ваши учащиеся умеют общаться друг с другом, слушают друг друга и понимают. Умеют вести диалог как с учителем, так и друг с другом. Они самостоятельны, вежливы, милосердны. Будете ли Вы с бу

Кадочникова Елена Аркадьевна, педагог - организатор ОСОШ
28.04.2016 | 13:33

продолжение с будущими первоклассниками работать группами и парами? Спасибо. Желаю Вам успехов в ваших намеченных целях, хороших учеников, здоровья и семейного благополучия.

Шулакова Н. Г.
28.04.2016 | 13:52

О вашей работе не только услышала, но и увидела (посетила урок). Слово и дело соответствуют друг другу. Несомненно - это новый уровень пед. деятельности. Думаю, что при всех достигнутых высоких результатах вам есть к чему стремиться. Очень надеюсь, что ва

Шулакова Н. Г.
28.04.2016 | 13:55

Продолжение комментария: Очень надеюсь, что ваши труды не пропадут: дети возьмут и унесут дальше, коллеги воспользуются в своей работе, родители примут и поймут.Спасибо. Успехов!

Гуляева Светлана Юрьевна
28.04.2016 | 19:29

Спасибо за вопрос, Елена Аркадьевна!Отработав на данном классе алгоритм групповой работы, я, несомненно, "перенесу" его на своих первоклассников!

Гуляева Светлана Юрьевна учитель МБОУ "ОСОШ"
28.04.2016 | 20:35

Благодарю за понимание и оценку моей работы, Наталья Геннадьевна!Я тоже надеюсь, что мои ученики будут успешны в 5-11 классах, социализированы в обществе.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: