Приемы работы с географической картой

Макарова Ирина Николаевна

Учитель географии

МБОУ «Обвинская СОШ»

 

Приемы работы с географической картой

 

«Географическая карта – одно из величайших

творений человеческой мысли»

А.М.Куприн

 

В своей работе учителя географии в школе главным считаю научить учащихся максимально использовать содержание карты в получении знаний. Сегодня изучение географии невозможно представить себе без использования картографической информации. Карта представляет собой не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационно-образовательный продукт.

Незыблемым остается выражение Л.С.Берга « Карта – альфа и омега географии». Карта – основной источник знаний, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Современный человек должен уметь пользоваться географическими картами столь же привычно и свободно, как книгами или компьютером. Интерес учащихся к карте можно объяснить несколькими факторами:

- способность школьников осуществлять путешествия (с родителями и группами),

- практической направленностью школьной географии,

- общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории без книг).

Одной из целей географического образования есть формирование картографической грамотности современного школьника, которое можно разделить на этапы.

Первый (5-6 классы)

- научить отличать общегеографические карты от тематических;

- формировать умения и навыки использования математического аппарата карты (определять расстояния, направления, географические координаты );

- научить пользоваться легендой карты (условными знаками, шкалой высот и глубин );

- закрепить знания номенклатуры географических объектов, определенных программой, умение быстро находить их по разным по масштабам картах.

Второй (7-8 классы)

- научить классифицировать карты по масштабу, охвату территории, содержанию;

- сформировать умения сопоставлять и анализировать карты разного содержания и масштаба;

- научить давать краткие физико-географические характеристики отдельных географических объектов и территорий по данным географических карт;

- составлять простейшие картосхемы и картограммы на основе контурных карт.

Третий (9-10 классы)

- расширять и углублять умения и навыки анализа, сопоставления карт, составления графиков, диаграмм, картограмм и картосхем;

- сформировать и закрепить умения составлять комплексные физико- и экономико-географические характеристики объектов, территорий, стран по информации, заложенной в картографических материалах;

- знать и свободно находить на картах все географические объекты и территории, изучаемые в школьном курсе географии.

В процессе формирования картографической грамотности надо обратиться к приемам и методам, позволяющим организовать процесс обучения как цепочку, состоящую из звеньев «познание – понимание – использование» карты как источника географических знаний. Каждый урок должен проходить с использованием картографических материалов (географических атласов, настенных и контурных карт и т.д.)

Картографические приемы работы

«Узнай объект по описанию», «Путешествие по карте», «Использование игровых ситуаций», «Географический диктант с ошибками», «Составление географических цепочек» и др.

Особое место в отработке географических знаний, умений и навыков занимают контурные карты. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий, особенностей изучаемых объектов и явлений. Контурная карта- это основа географических карт. Она может применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет выработать у школьников разносторонние умения и навыки. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя или из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять. Градусная сетка, контуры объектов помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов и их взаимосвязи. Географические объекты, нанесенные на контурную карту, помогают лучше ориентироваться, запоминать их, способствуют лучшему пониманию символики карты и её содержание.

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Четверухина Алефтина Леонидовна
27.04.2016 | 15:25

Ирина Николаевна! Какое время от урока Вы уделяете при работе с картой?

Микова Людмила Ивановна учитель английского языка Обвинская СОШ
27.04.2016 | 19:30

Ирина Николаевна, спасибо за работу, уверена, что наши ученики, работая с географической картой, точно знают где находится и наша страна Россия и Великобритания!

Кадочникова Елена Аркадьевна педагог - организатор Обвинская СОШ
27.04.2016 | 23:56

Уважаемая Ирина Николаевна! В рамках гостевой недели я, как родитель посещала ваши уроки. И хочу сказать что действительно учащиеся умеют работать с контурными картами и атласами. Умеют определять расстояния, направления, географические координаты, очен


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: