Приемы работы с географической картой
Макарова Ирина Николаевна
Учитель географии
МБОУ «Обвинская СОШ»
Приемы работы с географической картой
«Географическая карта – одно из величайших
творений человеческой мысли»
А.М.Куприн
В своей работе учителя географии в школе главным считаю научить учащихся максимально использовать содержание карты в получении знаний. Сегодня изучение географии невозможно представить себе без использования картографической информации. Карта представляет собой не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационно-образовательный продукт.
Незыблемым остается выражение Л.С.Берга « Карта – альфа и омега географии». Карта – основной источник знаний, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Современный человек должен уметь пользоваться географическими картами столь же привычно и свободно, как книгами или компьютером. Интерес учащихся к карте можно объяснить несколькими факторами:
- способность школьников осуществлять путешествия (с родителями и группами),
- практической направленностью школьной географии,
- общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории без книг).
Одной из целей географического образования есть формирование картографической грамотности современного школьника, которое можно разделить на этапы.
Первый (5-6 классы)
- научить отличать общегеографические карты от тематических;
- формировать умения и навыки использования математического аппарата карты (определять расстояния, направления, географические координаты );
- научить пользоваться легендой карты (условными знаками, шкалой высот и глубин );
- закрепить знания номенклатуры географических объектов, определенных программой, умение быстро находить их по разным по масштабам картах.
Второй (7-8 классы)
- научить классифицировать карты по масштабу, охвату территории, содержанию;
- сформировать умения сопоставлять и анализировать карты разного содержания и масштаба;
- научить давать краткие физико-географические характеристики отдельных географических объектов и территорий по данным географических карт;
- составлять простейшие картосхемы и картограммы на основе контурных карт.
Третий (9-10 классы)
- расширять и углублять умения и навыки анализа, сопоставления карт, составления графиков, диаграмм, картограмм и картосхем;
- сформировать и закрепить умения составлять комплексные физико- и экономико-географические характеристики объектов, территорий, стран по информации, заложенной в картографических материалах;
- знать и свободно находить на картах все географические объекты и территории, изучаемые в школьном курсе географии.
В процессе формирования картографической грамотности надо обратиться к приемам и методам, позволяющим организовать процесс обучения как цепочку, состоящую из звеньев «познание – понимание – использование» карты как источника географических знаний. Каждый урок должен проходить с использованием картографических материалов (географических атласов, настенных и контурных карт и т.д.)
Картографические приемы работы
«Узнай объект по описанию», «Путешествие по карте», «Использование игровых ситуаций», «Географический диктант с ошибками», «Составление географических цепочек» и др.
Особое место в отработке географических знаний, умений и навыков занимают контурные карты. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий, особенностей изучаемых объектов и явлений. Контурная карта- это основа географических карт. Она может применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет выработать у школьников разносторонние умения и навыки. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя или из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять. Градусная сетка, контуры объектов помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов и их взаимосвязи. Географические объекты, нанесенные на контурную карту, помогают лучше ориентироваться, запоминать их, способствуют лучшему пониманию символики карты и её содержание.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.
Комментарии
27.04.2016 | 15:25
Ирина Николаевна! Какое время от урока Вы уделяете при работе с картой?
27.04.2016 | 19:30
Ирина Николаевна, спасибо за работу, уверена, что наши ученики, работая с географической картой, точно знают где находится и наша страна Россия и Великобритания!
27.04.2016 | 23:56
Уважаемая Ирина Николаевна! В рамках гостевой недели я, как родитель посещала ваши уроки. И хочу сказать что действительно учащиеся умеют работать с контурными картами и атласами. Умеют определять расстояния, направления, географические координаты, очен