Особенности составления ООП в разновозрастных группах Уфимцева Л.Ю.

Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.

Очевидно, что перед педагогом разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы, чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей. Идей проведения мероприятий в разновозрастной группе, приводимых в литературе много:

- младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;

- старшие дошкольники иначе мотивируются к работе, чем младшие;

- одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;

- младшие дети получают более простые задания, чем старшие.

Общим для всех этих вариантов является то, что взаимодействие имеет «заорганизованный» характер.

Иной подход к организации деятельности детей связан с выбором воспитателем партнерской позиции. Н.А. Короткова выделяет основные характеристики партнерской деятельности взрослого и детей:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (сотрудничество);

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное размещение, перемещение и общение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) и др.

Основная образовательная программа структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа» разработана для построения системы образовательной деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Программа рассчитана на 2015-2016 учебный год.

Основная образовательная программа разработана  на основе проекта примерной образовательной программы «Радуга» , авторы: С.Г Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. Методическое обеспечение проекта примерной общеобразовательной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание».

Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Содержание основной образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.

Основная образовательная программа  сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС.

 Выполнение программных задач происходит путем использования основной образовательной единицы педагогического процесса - развивающей ситуации – форме совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому построению всего образа жизни детей.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития.

Итак, разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Евгения Давыдовна Колчанова, заведующий РМК
25.04.2016 | 11:39

Уважаемая Людмила Юрьевна, большая просьба: сформулируйте основное содержание данного выступления в трех предложениях.

Филимонова Эльвира Юрьевна МБДОУ "Савинский детский сад"
27.04.2016 | 13:53

Людмила Юрьевна, здравствуйте!какие трудности у Вас возникли в ходе написания такой программы?


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: