Способы организации деятельности на уроке математики.

 

Филимонова Валентина Петровна

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Внедрение стандартов нового поколения в среднее звено произошло 1 сентября 2015 года. Поэтому приходится обучаться новым технологиям проведения современного урока. Особенно трудно в малокомплектной школе, где в классе обучаются 2 - 6 учеников с разными математическими способностями. Нужно найти такие формы, чтобы все поняли учебный материал, чтобы всем было интересно учиться. Только деятельностный  подход в обучении предполагает активное участие детей в учебной деятельности:

  • учатся целеполаганию;
  • самостоятельно находят пути решения проблемы;
  • учатся рефлексировать свою деятельность на уроке;
  • учатся анализировать, сравнивать, обобщать;
  • учатся выстраивать позитивные отношения друг к другу;
  • учатся выстраивать диалог.

В основе современного урока я практикую технологию развития критического мышления, которая позволяет формировать универсальные учебные действия, прописанные в стандартах нового поколения.

    Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Почему именно эта технология? В своей практике я использую разные способы организации  деятельности учащихся, но они были не в системе. Когда я познакомилась с данной технологией, я поняла, как привести свою работу в систему. Именно эта технология позволила и мне самой осмыслить свою деятельность.

Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

 Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Приемы и методы: составление списка известной информации, систематизация материала (графическая): диаграммы, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. Работа проводится индивидуально и парно.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».  Приемы: индивидуальная работа с новой информацией, отвечающей на поставленные вопросы; составление алгоритма; работа с текстом задачи и составление вопросов по методу «Бортовые журналы».

  Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Составление таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов;  написание творческих работ - синквейны, публичное выступление, НПК учащихся.. Учащиеся с большим удовольствием составляют вопросы к текстам по методу «Толстый и тонкий вопрос».

При изучении темы «Средняя линия трапеции» в 8 классе я сначала предложила учащимся написать в тетрадях тему урока, затем прописать те знания, которые им известны для изучения новой темы. После того, как обсудили их ответы, предложила составить вопросы, чтобы хотели узнать о средней линии трапеции. Вопросы были самыми разнообразными. Исходя из вопросов, определили цель урока. Затем выстроили план изучения темы, выстроив иерархию вопросов учащихся. Каково же было удивление учащихся, когда  сами ответили на все вопросы. Затем решали задачи, которые выбрали сами учащиеся из предложенных учителем задач. В заключение урока вернулись к цели, которую поставили в начале урока. Свою деятельность учащиеся оценили на «отлично».

Такие уроки проводила во всех классах, но не везде получился тот результат, который бы хотела получить я. Но увидеть счастливые лица всех детей на уроке математики – это самое главное для меня. Не все дети будут математиками, но развивать на уроке любознательность, интерес и значимость математики – мой долг. Сегодня  можно найти такие способы организации деятельности учащихся на уроке, которые каждого ученика делают успешным и на уроке и в жизни. Я увидела преимущества данной технологии:

  • · это целостная технология;
  • · она повышает ответственность за качество собственного образования;
  • · формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
  • · развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
  • · технология наиболее эффективна при изучении нового материала, по которому может быть составлен алгоритм, информационный текст.

 

  • Урок математики в 6 классе. Тема: Длина окружности и площадь круга.

 

  • На доске записана тема урока «Длина окружности и площадь круга». Задание учащимся: записать вопросы, которые возникли по данной теме, исключая предыдущие знания об окружности и круге.
  • Учащиеся прочитали свои вопросы.
  • Составили план изучения темы из данных вопросов учащихся.
  • Нашли практические способы нахождения длины окружности ( длина нитки, опоясывающей модель круга) и площадь круга (к модели приложили палетку).
  • Пришли к выводу, что практические способы не дают качественные результаты и не всегда можно их применить.
  • Сравнивая модели кругов, выявили прямую зависимость длины окружности и площадь круга от радиуса. Учащиеся догадались, что есть формулы для вычислений. Записали формулы, предложенные учителем.
  • На модели круга измерили радиус и произвели нужные вычисления. Результаты немного отличались ( Длина окружности – 16 см (нитка) и по формуле (17,1)).  Выяснили, почему так получилось.

 

 

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: