Методы активизации профессионального самоопределения на уроках географии
Методы активизации профессионального самоопределения на уроках географии
Аликина Людмила Анатольевна,
учитель географии МБОУ «Менделеевская СОШ»
Миссия школы:
Школа, дающая качественное образование, обеспечивающая формирование компетентной личности, ориентированной на социальный успех, способной к профессиональному самоопределению и социализации в современных условиях.
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности, направленной на достижение успеха в образовательной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Основой системы профориентационной и предпрофильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, творческой, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных компетенций.
Активизирующая методика - это методика, вооружающая ученика средством для самостоятельных действий. Главной целью и особенностью активизирующих методик является стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Учащиеся должны быть включены в интересную, но одновременно понятную для них деятельность, где размышления над подобными задачами являлось бы лишь элементом этой деятельности. Краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:
1. Профориентационные игры с классом.
2. Игровые профориентационные упражнения.
3. Карточные профконсультационные методики. (Например, профессьянсы);
4. Настольные карточные игры.
5.Бланковые карточные методики.
6. Активизирующие профориентационные опросники.
7. Бланковые игры с классом.
8. Ценностно-смысловые опросники.
В мастер-классе будут представлены игровые профориентационные упражнения, активизирующие профессиональное самоопределение учащихся на уроках географии.
Эффективность любого процесса оценивается с помощью критериев и показателей готовности школьников к профессиональному самоопределению:
- когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения);
- мотивационно-потребностный (положительное отношение к про-фессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту про-фессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, сопутствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению);
- деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профконсультацию, способность к самосовершенствованию).
Уровни сформированности:
- Низкий (минимальный) уровень. Данный уровень характеризуется низкой степенью понимания необходимости развития организационно-управленческих умений для будущей профессии, нет объяснений мотивов своих действий, отсутствует познавательная потребность.
II. Средний (продуктивный) уровень. Для учащихся данного уровня характерным является осознание значимости организационно-управленческих умений для учебной и предстоящей профессиональной деятельности. У них присутствуют познавательная потребность, интерес к информационной и управленческой деятельности. У них наблюдается недостаточно развитые умения брать на себя ответственность за результаты работы группы, критически оценивать собственную деятельность и деятельность других.
III. Высокий (творческий) уровень. Присутствует ориентация на будущую профессию, признание организационно-управленческих умений как важного элемента повышения компетентности и профессионализма.
(Кузнецова В.Н. Критерии и показатели эффективности формирования профессионального самоопределения)
Определяющими этапами профессионального самоопределения в ходе школьного обучения являются 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах происходит активное формирование профессиональной направленности, в 8-9 классах профессионального самосознания подростков. У подростков (5-7 классов) важно сформировать осознание собственных интересов, способностей и профессионально-ценностных ориентаций. При этом надо иметь в виду, что для подростка будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации, раскрытия своих возможностей. Учащихся 8-9 классов необходимо целенаправленно информировать о различных профессиях, перспективах профессионального роста, знакомить с научными основами выбора профессии, сформировать умения адекватно оценивать себя в соответствии с требованиями избираемой профессии. Все это должно способствовать формированию осознанного профессионального намерения.
Прогнозируемые результаты:
Использование методов активизации профессионального самоопределения позволит ученику и выпускнику школы чувствовать себя психологически защищённым и получить навыки успешной адаптации в социокультурной среде, получить знания о мире профессий, осознать личные интересы, склонности, способности,сформировать активную жизненную позицию.В результате у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повысится самооценка, произойдёт коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.