Мастер-класс по теме «Вместе играем, словарь пополняем»
ФИО: Марина Григорьевна Чудинова.
Должность: воспитатель МБДОУ «ЦРР - Карагайский детский сад №4».
Целевой ориентир (из ФГОС ДО): Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Конкретизированный результат: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Достижение целевого ориентира представлено следующими задачами:
- Обогащать словарный запас детей прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами;
- Стимулировать речевое творчество детей;
- Упражнять в подборе слов-ассоциаций;
- Формировать умение образовывать существительные в творительном падеже;
Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата. (Диагностическая методика по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованная Ушаковой О.С., Струниной Е.М.)
Сформирован. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Самостоятельно образует родственные слова, подбирает синонимы, антонимы, понимает многозначность слова.
Частично сформирован. Словарный запас в пределах нормы. Допускает ошибки при обобщении. Образует родственные слова, подбирает синонимы, антонимы, объясняет многозначность слова с помощью взрослого.
Не сформирован. Словарный запас не соответствует возрастной норме. Испытывает затруднения при обобщении, образовании родственных слов, подборе синонимов, антонимов. Не понимает многозначности слова.
Используемые педагогические приемы в практике работы:
- 1. Речевая игра «Поле речевых чудес».
Речевая игра способствует решению всех поставленных задач по достижению выбранного целевого ориентира.
Материал: игровое поле, фишки.
Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие по полю речевых чудес. Игра состоит из 6 заданий.
Задание 1: «Ядерное слово» - слово, с которым предстоит отправиться в путешествие. Например: День.
Задание 2: «Однокоренные или родственные слова» - необходимо слову найти семью. Например: День, денёк, денёчек, деньской и т.д.
Задание 3: «Слова-признаки» - необходимо к ядерному слову подобрать прилагательные. Например: День прохладный, ветреный, ясный, солнечный и т.д.
Задание 4: «Слова-действия» - необходимо подобрать глаголы. Например: День наступает, приходит, радует и т.д.
Задание 5А – «Слова-синонимы» - подобрать слова похожие по смыслу. Например: День, часть суток, время, период и т.д.
Задание 5Б – «Слова антонимы» - подобрать слова противоположного значения. Например: День-ночь.
Задание 6: - «Ассоциации» - подобрать слова-ассоциации к ядерному слову. Например: «День» – светло, обед, сон, прогулка и т.д.
- 2. Дидактическая игра «Не ошибись!».
Игра обогащает речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; упражняет детей в различении предметов по материалу: резиновый, деревянный, металлический, пластмассовый.
Материал: предметы из различных материалов, 4 корзинки.
Педагог предлагает детям поделиться на 4 команды и собрать предметы по определённым признакам: деревянные, пластмассовые, металлические, резиновые, дать обоснование своему выбору и подобрать к предмету прилагательные.
- 3. Словесно-дидактическая игра «Кто кем, чем был?»
Игра расширяет словарь и закрепляет падежные окончания.
Материал: мяч.
Педагог, бросает мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) он был раньше.
Например, цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой.
Вывод: используемые педагогические приёмы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста помогают в достижении целевого ориентира - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.