Играя, развиваем. Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных УУД.
Гуляева Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Обвинская ОСОШ»
Играя, развиваем. Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных УУД.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия: использование знаково-символических средств, действие моделирования, широкий спектр логических действий и операций, общие приемы решения учебных задач.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать учебные проблемы или учебные задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.
На заседаниях проблемной группы «ФГОС НОО» в течение 201314 учебного года мы составили «Сводную таблицу комплексной оценки результатов образования учащихся 1-4 классов в рамках внедрения ФГОС НОО», где наряду с предметными, личностными результатами прописан инструментарий, сроки проведения тестов, форма фиксирования результатов развития у учащихся коммуникативных УУД.
Карта формирования познавательных УУД
Показатели |
Класс
|
Уровни сформированности |
||||
низкий |
средний |
высокий |
||||
Общеучебные универсальные действия |
||||||
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию. |
1 |
Большинство умений не сформированы |
Действует по образцу. |
Выполняет сам-но. |
||
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию. |
2 |
Большинство умений не сформированы. |
Действует по образцу. |
Выполняет сам-но. |
||
Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных. |
3 |
Сам-но не может работать с текстом. |
Выполняет сам-но, но допускает ошибки. |
Выполняет сам-но. |
||
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации. |
4 |
Сам-но не может работать с текстом. |
Выполняет сам-но, но допускает ошибки. |
Выполняет сам-но. |
||
Логические учебные действия |
||||||
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
1 |
Не сформированы операции выделения существенных признаков. |
Частично сформированы операции обобщения. |
Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков. |
||
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. |
2 |
Не сформированы логические операции. |
Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам. |
Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности. |
||
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
3 |
Низкая скорость мышления. |
Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. |
Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач. |
||
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
4 |
Логические связи устанавливать не может. |
Логические связи устанавливает с трудом. |
Логические связи устанавливает. |
||
Инструментом развития мыслительной деятельности является дидактическая игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
На уроках и внеурочной деятельности предпочтение отдаю развивающему (т.е. имеющему несколько уровней сложности, многообразные в применении): учебно-игровому пособию «Логические Блоки ДЬЕНЕША». Дидактический материал состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Овладение различными способами анализа несомненно повышает интерес к обучению, а это влечет повышение школьной мотивации, школьной успешности, развитию познавательных УУД.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.