Результаты системы работы с одаренными детьми в рамках реализации программы развития школы
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» - сказано в Рабочей концепции одарённости.
В Программе развития МБОУ «Антонятская ООШ» проблема работы с одарёнными детьми является одним из основных, что отражено в подпрограмме «Одарённый ребёнок» (далее – программа «Одарённый ребёнок»).
Цель программы:создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.
Основные задачи:
создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности;
создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в различных областях деятельности.
стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;
развивать массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной деятельности;
разрабатывать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
Основные направления программы:
- работа с учащимися;
- работа с родителями (индивидуальные и коллективные формы работы;)
- работа с педагогическим коллективом (индивидуальные, коллективные, тематические и т.д.)
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными резервами.
Со всеми категориями детей ведётся работа по определённым направлениям.
Работа с родителями осуществляется в рамках
- -психолого-педагогического просвещения на общешкольных и классных родительских собраниях, в индивидуальных беседах
- -участия в деятельности школы в рамках праздников, собраний, организационных мероприятий
Внеурочная деятельность и дополнительное образование
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
- 1. ДТО и программы (приложение 1)
Данные программы внеурочной деятельности и дополнительного образования направлены на развитие индивидуальных способностей детей, где у детей проявляются яркие, особенные возможности. В данных программах проявляется потребность родителей, заинтересованность детей. Наблюдается стабильность в направлениях.
2. Заочные школы (ГБОУ ДОД "Пермский центр "Муравейник") (приложение 2)
«Ступени математики» является одним из стабильных заочных школ, где обучаются учащиеся 5-9 классов. В заочной школе по направлению «Психология», которая стала функционировать с 2015 г., обучаются 5 воспитанников. К сожалению, направления «Ювенальное право» и «Социология» функционировали в данном центре в течение года.
- 3. Участие в конкурсах и олимпиадах
1)Всероссийской олимпиаде школьников (приложение 3)
Качественная подготовка обучающихся к олимпиадам говорит об ином, качественном подходе педагогов к данному интеллектуальному направлению, а значит, и к одарённым детям.
2) Интеллектуальные конкурсы (приложение 4)
3) Творческие конкурсы (приложение 5)
НПК
участие в конференциях и конкурсах исследовательских работ на уровне школы, района, края, страны (приложение 6)
В течение 2 лет наблюдается стабильность участия обучающихся в конкурсах учебно-исследовательских и творческих работ. Но, к сожалению, эпидемия ОРВИ и гриппа в 2016-17уч.г. внесла свои коррективы: обучающиеся смогли принять участие в ограниченном количестве мероприятий данного направления и в ограниченном количестве. Но, наблюдается прогресс среди педагогов: количество педагогов, готовящих детей к данным конкурсам, выросло от 1 педагога до 3-х, что составляет 25% педагогов, хотя это низкий показатель вовлечённости педагогов в данное направление.
Спорт (приложение 7)
Традиционно спортивное направление в школе реализуется через:
- спортивную секцию "Лёгкая атлетика"
- участие в соревнованиях школьного, межшкольного, муниципального, краевого уровня
Из данных таблицы можно сделать вывод о стабильности выявления и поддержки талантливых детей с проявлениями одарённости в спорте.
Мониторинг развития одарённости
Мониторинг развития одарённости проводится на основе вышеназванных направлений в виде:
- портфолио детей (не только явных одарённых)
- подведения итогов и награждения на празднике "За честь школы" по номинациям "Умники и умницы", "Спорт - это жизнь", "Сквозь тернии - к звёздам", Ученик года». По данным номинациям выстраивается рейтинг всех учащихся школы по ступеням: 1-4 класс, 5-9 класс, из чего выделяется тройка лидеров и победитель в каждой номинации. Победители каждой номинации каждой ступени награждаются денежным вознаграждением.
Проблемы одарённых детей
Главная проблема в рамках данной программы – отсутствие психолога. Отсюда вытекают сопутствующие проблемы:
- психолого-педагогическое сопровождение: использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости
- индивидуальный учебный план
- система подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми.
На 2017-18 уч.год планируется подготовка психолога. От решения данной проблемы зависит решение остальных.
Цель программы:создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности, достигается:
- Созданы условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в различных областях деятельности.
- Стимулируется творческая деятельность одаренных детей;
- Создана система внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;
- Развиваются массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной деятельности.
Обучение одаренных детей в условиях школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.