Сказки на кончиках пальцев
Деменева Елена Павловна,
МБДОУ ЦРР «Карагайский детский сад № 5»,
воспитатель, соответствие занимаемой должности
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
М.Монтессори
Мастер-класс: «Сказки на кончиках пальцев».
Цель: Содействие развитию мелкой моторики руки на основе народного фольклора.
Задачи:
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) и тактильную чувствительность.
- Совершенствовать навыки речевого общения.
- Воспитывать любовь к произведениям русского народного творчества.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Целевой ориентир (из ФГОС ДО): ребенок обладает развитым воображением, проявляет любознательность, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, интересуется причинно-следственными связями, знаком с произведениями детской литературы.
Конкретизированный результат:Ребенок, имеющий выcокий уровень рaзвития мелкой моторики, умеет логичеcкирaccуждaть, у него доcтaточнорaзвитыпaмять, внимaние, cвязнaя речь (Воронкова В.В.).
Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата:
*высокий – сформированность и высокаяавтоматизированность навыков графической деятельности, а также развитая произвольность;
*средний – достаточнаясформированность и умеренная автоматизация навыков графической деятельности, а также умеренно развитая произвольность регуляции движений.
*низкий – недостаточнаясформированность двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низкая развитость произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности.
Педагогические приемы:
*создание игровой ситуации – стимулирует познавательную и коммуникативную активность ребёнка;
*очеловечивание позволяет наделить неодушевленный предмет или объект человеческими качествами и свойствами;
Теоретическая часть
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школе. Мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми, поэтому развиваем общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.
Поэтому развивая мелкую моторику ребенка, педагог способствует развитию и оздоровлению ребенка.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей и опираются на следующие принципы:
- систематичность проведения игр и упражнений;
- последовательность - сначала выполняем упражнение на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно;
- все игры должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне;
- недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся порой всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки, потешки и динамике развития сюжета.
Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое упражнение имеет название, выполняется 2 – 3 раза в день.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».В.А.Сухомлинский.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.