«Использование технологии «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями» как одно из средств реализации программы развития ДОУ»
«Использование технологии «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями» как одно из средств реализации программы развития ДОУ»
Мехоношина Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ
«Менделеевский детский сад»
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В соответствии с Программой развития МБДОУ «Менделеевский детский сад» на 2016-2019 гг. приоритетным направлением работы с детьми дошкольного возраста является «Ознакомление с социальным миром» направленным, в том числе и на формирование у воспитанников позитивных установок к различным видам труда и творчества. Программа призвана выстроить единую систему приобщения дошкольников к социальной действительности на этапах дошкольного и начального школьного детства по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» - ознакомление с профессиями и ранней профориентации, направленную на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Определение содержания понятия «ранняя профессиональная ориентация дошкольников» понимается нами как специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения.
Приняв за основу идею самоценности дошкольного периода детства, мы считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух взаимосвязанных направлениях – подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве.
Конкретизированный результат – освоение начальных знаний о профессиях взрослых.
Уровни развития, критерии и показатели сформированности представлений о труде взрослых у старших дошкольников
(Методика – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Раздел: «Ознакомление с социальным миром» - образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).
Критерии |
Показатели сформированности результата |
Уровень |
Лексический словарь
|
- у ребенка развит словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении. |
|
Знание детьми профессий родителей. |
- ребенок называет профессии родителей. |
|
Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей |
- ребенок знает о трудовых профессиональных действиях, которые выполняют родители, назначение их труда. |
|
Знание детьми назначения профессий, инструментов и материалов, необходимых для работы. |
- ребенок выделяет структуру трудовых процессов (назначение, инструменты, материалы). |
|
Бережное отношение к результатам своего и чужого труда. |
- ребенок с уважением относится к результатам своего и чужого труда; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых. |
|
Собственное отношение к трудовому процессу. |
- ребенок с желанием выполняет трудовые действия; - эмоционально - положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом. |
|
Уровни |
Показатели |
Баллы |
Высокий уровень |
Ребенок справляется с заданием полностью, не ошибается. |
от 8 до 10 |
Средний уровень |
Ребенок справляется с заданием, совершая при этом ошибки. |
от 4 до 7 |
Низкий уровень |
Ребенок с заданием не справляется. |
от 0 до 3 |
Педагогические приемы формирования результата:
- 1. Разработка алгоритма «Ознакомление с профессией продавца»
- составления линейного алгоритма «Ознакомление с профессией продавца».
Я считаю, что этот прием будет интересен детям, так как в результате позволяет получить продукт деятельности (алгоритм), который можно использовать в играх и других видах деятельности.
Данный прием направлен на развитие умения детей общаться, договариваться во время совместной деятельности.
Этот прием позволяет удерживать интерес ребенка к совместной деятельности с педагогом и сверстниками.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых. Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.