«Формирование положительного отношения старших дошкольников к миру труда и профессий в условиях реализации Программы развития ДОУ»
«Формирование положительного отношения старших дошкольников к миру труда и профессий в условиях реализации Программы развития ДОУ»
Тиунова Елена Николаевна, педагог – психолог
МБДОУ «Менделеевский детский сад»
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
В соответствии с Программой развития МБДОУ «Менделеевский детский сад» приоритетным направлением деятельности является организация работы с детьми по социально – коммуникативному развитию, а именно «Введение дошкольников в мир профессий», где одной из основных задач является создание системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых.
Проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной теме, мы выяснили, что для старших дошкольников характерен высокий уровень любознательности, они эмоционально реагируют на все новое, с желанием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности.
Профессиональная ориентация детей в процессе приобщения к миру взрослых способствует накоплению полезного социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, помогает регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Следовательно, важно отбирать те формы и методы работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, а именно, дидактические игры.
Данные формы работы со старшими дошкольниками основаны на общей (А.Н. Леонтьев) и специальной (Д.Б. Эльконин) психологической теории игры, с позиции деятельностного подхода в развитии психики и в рамках ведущей деятельности данного возрастного периода, т.е. в игровой деятельности ребенка. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей важное место;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами.
Критерии игровой деятельности (игры профессионального характера)
( Методика В.П. Кондрашов)
Критерии |
Показатели |
Уровень |
Применение в игре знаний, полученных из разных источников (дидактические игры.) |
- самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие. -играет в игры, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда. -использует в дидактических играх знания о современных профессиях: банкир, налоговый инспектор, провизор и др. |
|
Самостоятельное использование дидактических игр в самостоятельной деятельности детей. |
-самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру. - у ребёнка разнообразные игровые интересы. |
|
Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласно с партнером. |
- объединяют в одной игре несколько сюжетов. - самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия персонажей. |
|
Уровни |
Показатели |
Баллы |
Высокий уровень |
У ребенка сформированы игровые умения |
10 - 8 |
Средний уровень |
Ребенок проявляет игровые умения с помощью взрослого. |
7 - 3 |
Низкий уровень |
У ребенка игровые умения, навыки развиты достаточно слабо. |
Ниже 3 |
Игровой прием - Дидактическая игра «Вращающийся диск «Верни предмет». Игра состоит из двух вращающихся дисков, на большом диске изображены люди разных профессий, на маленьком – предметы, которые люди используют в своей работе. Педагог с ребенком выбирают картинку, педагог задает вопрос: «Кому вернуть предмет?». Ребенок находит подходящую картинку, отвечает на вопрос. Например: расческу верну парикмахеру...и т.д.
По моему мнению, именно этот прием позволяет эффективно развивать самостоятельность, активность мышления, и речь у детей. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Педагог ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Итак, организация и проведение дидактических игр по ознакомлению с профессиями в дошкольном возрасте способствует формированию положительного отношения дошкольников к миру труда и профессий.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.