Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста

Мастер-класс
Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста Файл
   

«Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Мастер - класс

МБДОУ «Нердвинский детский сад

Четина Валентина Анатольевна

Воспитатель

Обратиться к данной теме меня побудило, то, что в настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли. А речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Плохая дикция.

Изучив научную литературу, опыт других педагогов,  я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность. Приемы описанные мной игровые, способствуют сотрудничеству детей и взрослых, поддерживается инициатива ребенка, его индивидуальность, что соответствует принципам ФГОС. Обучение идет ненавязчиво, незаметно для ребенка. Используются все виды детской деятельности. Ребенок замотивирован, заинтересован, сам добывает себе знания - саморазвивается,

Цель: Распространение педагогического опыта по развитию устной речи детей  на примере нетрадиционных развивающих приемов.

Метапредметный результат

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,

может выражать свои мысли и желания,

может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Конкретизированный результат:

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.

это значит:

1.Владеет фонетикой - правильное произношение;

2.Грамматикой – умение согласовывать слова в предложении.

3.Связной речью – рассказывать по сюжету

4.У ребенка богатый словарный запас

В своей работе по развитию устной речи детей, я использую такие педагогические приемы:

1.Азбука прогулки

Прием интегрированный, игровой.

Развивает устную речь детей: словоточность, кругозорность, наблюдательность, пополняется словарный запас, совершенствуется грамматика, фонетика.

Содержание.

Дети одеваются на прогулку. С каким звуком пойдем гулять? (Звук выбирают дети)

Дети.

Звук – «Б»…

Воспитатель. – Ботинки

Дети. – Белый снег, башня…

Называют окружающие предметы на звук «Б», в течение всей прогулки

2. Поле речевых чудес

Данный прием развивает грамматику, помогает ребенку выстраивать смысловые, словесные связи

Рисуется круг в центре посуда, по краю круга картинки: магазин, стол, прогулочн. участок и др.

Объясняю детям правила игры.

- Крути барабан. Барабан остановился, рассмотри картинку ближнюю к тебе. По содержанию этой картинки скажи какая посуда?

Напротив тебя картинка – магазин, значит проговариваем

Посуда магазинная и т. д.

Варианты игры.

  • Ø Аналогично дети отвечают на вопрос – «откуда?»

Ответы: посуда из магазина...

  • Ø Круг на проговаривание глаголов.

Что сделала девочка?

Девочка помыла посуду…

  • Ø Круг на противоположности и т.д.

3.Сказочный коллаж

Прием игровой, развивается устная речь, дети учатся составлять связный, творческий  рассказ, идет зарождение сюжета. Ребенок запоминает сюжетную канву – зачин, завязывание сюжета, окончание.

Содержание.

Дети за столом, вместе с педагогом. На столе заранее вырезанные картинки. Педагог берет любую картинку (береза…) наклеивает на чистый лист, говорит:

- Жила была в лесу волшебная береза.

Далее передает ребенку, он выбирает любую картинку (снег…)

Ребенок: - пошел снег и засыпал березку…

И так дальше по кругу.

Играть можно с подгруппой детей. Можно играть индивидуально. Очень скоро этот прием – игру дети переносят в самостоятельную

деятельность. Рисуют и вырезают картинки самостоятельно, приносят из дома. Научили играть родителей. Я в свою очередь разместила содержание игры в папке для родителей, как раздаточный материал. Результаты освоения детьми Образовательной программы МБДОУ «Нердвинский детский сад»

 

Целевой ориентир: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью. Уровень 4-5 лет

 

 

 

Участвует в беседе, задает вопросы

Описывает картинку, отвечает на вопросы взрослого.

Составляет рассказ по картинке, созданной, нарисованной своими руками

Выразительно читают стихотворенияпересказывают отрывок из сказки,

Активизация словаря

По темам КТП

Всего баллов

 

 

 

 

 

Целевой ориентир: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью. Уровень 6-7лет

 

 

Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения.

 

Составляют рассказ по сюжетной картинке, по набору

Употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

 

Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

 

Различают жанры литературных произведений.

 

Выразительно читают стихотворенияпересказывают отрывок из сказки, рассказа.

 

Активизация словаря

По темам КТП

Умеет составлять рассказ из личного опыта

Всего баллов

Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество проявляется устойчиво» ( 2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь   в совместной   со взрослым деятельности( 1 балл), «качество не проявляется» ( 0 баллов).

Результаты отслеживаются по наблюдениям педагогов каждые два месяца

выражены в процентах и объективно показывают:

Успешность освоения целевых ориентиров  каждым ребенком.

Успешность ребенка  85%  и ниже с ребенком ведется индивидуальная коррекционная работа.

50%и ниже – разрабатываем специальную коррекционную программу (ПМПК, специалисты) 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: