Мастер-класс «Умение устанавливать причинно-следственные связи»

Мастер – класс

«Умение устанавливать причинно-следственные связи»

 В стандарте метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать:

10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Исходя из этого, можно сформулировать более конкретные результаты. Один из них:

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование данного умения идет в начальной школе на протяжении всего курса на учебном материале по всем изучаемым предметам.

Для достижения конкретного результата использую следующие педагогические приемы:

1)      Знакомство (сказка)

Описание приема: при знакомстве с понятиями СЛЕДСТВИЕ, ПРИЧИНА читается сказка.

2)      Причина – следствие

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах).

3)      Почемучка

Описание приема:  в ходе игры дети объясняют одно из следствий, но это объяснение влечет за собой следующий вопрос «Почему?» и так далее, пока не будет названа изначальная причина данной логической цепочки.

4)      Последовательные картинки

Описание приема: Учится устанавливать последовательность и причинность событий. Задание состоит из серии картинок. На них изображено какое-то событие. Следует пронумеровать картинки в правильной последовательности, при этом начало события (первая картинка) всегда пронумеровано.

5)      Логическая цепочка « Причина - Факт - Следствие».

Описание приема:  Данный приём позволяет определять связь между причиной и фактом, видеть его последствия.

 

Уровни развития и критерии

Уровни

1)                Знает, находит, называет причины.

2)                Знает, находит, называет следствия.

3)                Умеет устанавливать причинно-следственные связи на доступном материале

4)                Умеет применить знания о причинно-следственных связях в жизненной ситуации

 

Критерии

 

1) Знает, находит, называет

50 % – 60 % - 1 балл

70 % - 2 балла

от 80 % до 100%  – 3 балла

2) Знает, находит, называет

50 % – 60 % - 1 балл

70 % - 2 балла

от 80 % до 100%  – 3 балла

 

3) Умеет устанавливать причинно-следственные связи на доступном материале  – 1 балл

Умеет найти ошибки в выполненном задании – 2 балла

Исправить их – 3 балла

4) Применяет знания о причинно-следственных связях в жизненной ситуации – 2 балла

Частично применяет (с помощью учителя) – 1 балла

 

Перечень приемов для мастер-класса

1)    Знакомство (сказка)

Жили-были в стране явлений мать ПРИЧИНА и ее дочь СЛЕДСТВИЕ. Если бы не было ПРИЧИНЫ, то не было и СЛЕДСТВИЯ. 

Мать и дочь были всегда неразлучны.  Куда мать, туда и дочь следом.  О чем дочь не спросит: «Почему?» - мать всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает.

Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране явлений и не может быть иначе. У каждого явления есть ПРИЧИНА, и у каждой ПРИЧИНЫ есть СЛЕДСТВИЕ.

- Уважаемые участники назовите, пожалуйста, героев моего рассказа.

- Какие отношения их связывают?

- Почему мать и дочь неразлучны?

- Почему люди удивлялись глядя на них?

Почему? Почему? Почему? Мы все время задаем себе вопрос почему?

Почему дети не читают?

Почему в классе есть такие ученики, которые больше всего шумят?

Почему сегодня хороший день?

Почему на сердце радость?

Детям начальной школы сложно разобраться с содержанием понятий «причина», «следствие».  Поэтому для знакомства с ними я использую именно такой прием текст - сказку, который мы слушали сейчас. Детям понятны, близки отношения дочки – матери. Дети хорошо видят аналогию:

Без матери – нет дочери

Без причины – нет следствия.

Задавая вопрос «почему?» и  отвечая на него, мы находим причину. Слово «поэтому» помогает найти следствие. 

Чтобы научить находить причину, следствие использую задания.


 

Найдите причину:

Задание 1

В учении не важно – молод или стар (почему?) (учиться никогда не поздно)

Слеп человек без книги (почему?)   (книги учат)

Счастлив тот, кто счастлив своими детьми (почему?) (когда есть дети это счастье)

Семья без любви, что дерево без корней (почему) (нет любви в семье плохо)

2)    Причина – следствие

Причина – следствие, следствие – причина. Как научиться устанавливать связь между ними.  Я считаю, что хороший прием «Причина – следствие». Где дети  устанавливают соответствие между словами, картинками, фразами. 

 

Задание 2

Соедини карточки: сначала причина, затем следствие.

Ребенка постоянно критикуют,                   он учится ненавидеть.

Ребенок живет во вражде,                            он учится быть агрессивным.

Ребенок растет в упреках,                            он учится жить c чувством вины.

Ребенок растет в терпимости,                     он учится понимать.

Ребенка хвалят,                                             он учится быть благородным.

Ребенок растет в честности,                         он учится быть справедливым.

Ребенок растет в безопасности,                   он учится верить в людей.

Ребенка поддерживают,                               он учится ценить себя.

Ребенка высмеивают,                                   он учится быть замкнутым.

Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в мире.

 

Получая ответы на наши ПОЧЕМУ? мы наполняем сосуд знаний. Ведь для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца — все ясно[1].



[1] Притчи для детей и взрослых. А. Лопатина, М. Скребцова

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: