дедуктивный метод в обучении. Носкова Т.В.

МБОУ "Сюзьвяковская основная общеобразовательная школа", Носкова Т.В., учитель начальной  школы

Дедуктивный метод в обучении

Для повышения эффективности изучения русского языка в современной методике используются различные подходы к обучению.

Дедуктивный подход относится к группе дидактических подходов, представляющих собой путь от общего к частному. Он предусматривает объяснение правила и его тренировки на практике. В отечественной методике дедуктивность считается приёмом овладения языковым материалом.

Дедуктивный подход состоит в том, что учитель формулирует общее суждение, выражающее какое-то правило, затем применяет его, то есть иллюстрирует частными примерами. Он более экономичен по времени.

Какова последовательность действий при этом подходе изучения нового материала?

1. Изучение правила с использованием грамматических терминов.

2. Поиск данного грамматического явления в тексте, озвучивание формы данного грамматического явления, объяснение, в каком значении оно употреблено в данном контексте.

3. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом.

Каким образом я построила работу? Обучающихся в классе очень мало, их всего четверо. Из них только один является постоянным моим помощником, а трое – очень слабенькие дети, в основном, только слушатели. А мне хочется, чтобы каждый из них думал, размышлял и, конечно, смог обосновать свой ответ. Для этих троих до сих пор найти имя прилагательное в тексте очень сложно. Поэтому, когда я просматривала тему «Имя прилагательное» и продумывала, а как сделать так, чтоб каждый смог понять и запомнить, и уметь определить разряды прилагательных, решила, что нужно выдать этот материал на одном уроке, а потом отрабатывать эту тему.

На уроке я предложила им  уже известный всем способ: шесть прилагательных, которые нужно разделить на три группы: берёзовый, тёплый, волчий, весёлый, чугунный, мамин.

Обучающиеся предлагали разные варианты, но результат был найден. Они пытались объяснить, почему именно так распределили: 1 группа – по качеству, 2 группа – из чего-то сделано, относится к какому-то материалу, 3 группа – чей-то предмет.

Затем, я даю названия этим группам, т.е. как называется каждый разряд прилагательных. Таблицу  заполняем  вместе, опираясь на правила из трёх параграфов в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественное

Относительное

Притяжательное

обозначает качество предмета

- по величине:

большой, маленький

- по возрасту:

старый, молодой

- по весу:

лёгкий, тяжёлый

- по внешнему виду:

красивый, высокий

- по внутренним качествам:

умный, добрый

 

есть степени сравнения

Обозначает материал из которого сделан:

оловянный, чугунный

- место нахождения:

московский, южный

- время:

зимний, вечерний

- назначения предмета:

спортивная, хоккейная

 

 

 

 

 

нет степеней сравнения

обозначает предмет по его принадлежности человеку или животному:

чей? чья? чьё? чьи?:

отцов дом, мамин платок, лисий след, заячий хвост.

 

имеют суффиксы:

-ин (ын)

-ов, ев, -ий, й

 

 

нет степеней сравнения

 

Эту таблицу обучающиеся вклеивают в «Тетрадь для правил»,в которую записывается весь теоретический материал, в основном, в таблицах.

На данном уроке мы успеваем только поработать устно. В учебнике из упражнения, где дан текст, выбирают имена прилагательные и, опираясь на таблицу, определяют их разряд и доказывают, почему они так решили.

Затем идёт серия уроков, где я предлагаю разные задания из учебника и на слайдах, где отрабатывается этот материал.

На этих уроках каждый из обучающихся работал, объяснял и доказывал. Результат я увидела: дети поняли и запомнили материал, а главное, всё это было сделано совместно учителя с детьми.

В настоящее время, просматривая учебную программу, я стараюсь по возможности таким же образом объединять материал, Такая подача нового материала обучающимся моего класса понятнее и доступнее, позволяет им размышлять и сравнивать понятия, а также больше времени выделяется для практической работы.

 

.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: