дедуктивный метод в обучении. Носкова Т.В.
МБОУ "Сюзьвяковская основная общеобразовательная школа", Носкова Т.В., учитель начальной школы
Дедуктивный метод в обучении
Для повышения эффективности изучения русского языка в современной методике используются различные подходы к обучению.
Дедуктивный подход относится к группе дидактических подходов, представляющих собой путь от общего к частному. Он предусматривает объяснение правила и его тренировки на практике. В отечественной методике дедуктивность считается приёмом овладения языковым материалом.
Дедуктивный подход состоит в том, что учитель формулирует общее суждение, выражающее какое-то правило, затем применяет его, то есть иллюстрирует частными примерами. Он более экономичен по времени.
Какова последовательность действий при этом подходе изучения нового материала?
1. Изучение правила с использованием грамматических терминов.
2. Поиск данного грамматического явления в тексте, озвучивание формы данного грамматического явления, объяснение, в каком значении оно употреблено в данном контексте.
3. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом.
Каким образом я построила работу? Обучающихся в классе очень мало, их всего четверо. Из них только один является постоянным моим помощником, а трое – очень слабенькие дети, в основном, только слушатели. А мне хочется, чтобы каждый из них думал, размышлял и, конечно, смог обосновать свой ответ. Для этих троих до сих пор найти имя прилагательное в тексте очень сложно. Поэтому, когда я просматривала тему «Имя прилагательное» и продумывала, а как сделать так, чтоб каждый смог понять и запомнить, и уметь определить разряды прилагательных, решила, что нужно выдать этот материал на одном уроке, а потом отрабатывать эту тему.
На уроке я предложила им уже известный всем способ: шесть прилагательных, которые нужно разделить на три группы: берёзовый, тёплый, волчий, весёлый, чугунный, мамин.
Обучающиеся предлагали разные варианты, но результат был найден. Они пытались объяснить, почему именно так распределили: 1 группа – по качеству, 2 группа – из чего-то сделано, относится к какому-то материалу, 3 группа – чей-то предмет.
Затем, я даю названия этим группам, т.е. как называется каждый разряд прилагательных. Таблицу заполняем вместе, опираясь на правила из трёх параграфов в учебнике.
Качественное |
Относительное |
Притяжательное |
обозначает качество предмета - по величине: большой, маленький - по возрасту: старый, молодой - по весу: лёгкий, тяжёлый - по внешнему виду: красивый, высокий - по внутренним качествам: умный, добрый
есть степени сравнения |
Обозначает материал из которого сделан: оловянный, чугунный - место нахождения: московский, южный - время: зимний, вечерний - назначения предмета: спортивная, хоккейная
нет степеней сравнения |
обозначает предмет по его принадлежности человеку или животному: чей? чья? чьё? чьи?: отцов дом, мамин платок, лисий след, заячий хвост.
имеют суффиксы: -ин (ын) -ов, ев, -ий, й
нет степеней сравнения |
Эту таблицу обучающиеся вклеивают в «Тетрадь для правил»,в которую записывается весь теоретический материал, в основном, в таблицах.
На данном уроке мы успеваем только поработать устно. В учебнике из упражнения, где дан текст, выбирают имена прилагательные и, опираясь на таблицу, определяют их разряд и доказывают, почему они так решили.
Затем идёт серия уроков, где я предлагаю разные задания из учебника и на слайдах, где отрабатывается этот материал.
На этих уроках каждый из обучающихся работал, объяснял и доказывал. Результат я увидела: дети поняли и запомнили материал, а главное, всё это было сделано совместно учителя с детьми.
В настоящее время, просматривая учебную программу, я стараюсь по возможности таким же образом объединять материал, Такая подача нового материала обучающимся моего класса понятнее и доступнее, позволяет им размышлять и сравнивать понятия, а также больше времени выделяется для практической работы.
.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.