Метапредметный подход в обучении географии в 5 классе

Учащиеся 5 класса изучают не менее 11 разных учебных предметов. Каждый учитель по-разному преподает свой предмет и возникает оторванность предметов друг от друга. При использовании метапредметного подхода,  учащиеся на разных предметах пользуются универсальными  приемами и способами усвоения новых знаний, что способствует лучшему усвоению знаний...

Метапредметный подход в образовании  был разработан  для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных предметов. С этой  проблемой мы сталкиваемся каждый день. Очень часто учителя не задумываются над тем, чем занимается ученик на других уроках.  Могут ли ему пригодиться те технологии, которые мы использовали на своем уроке, или наоборот, как использовать технологии других предметов при изучении географии.

По требованиям ФГОС школа должна подготовить такого выпускника, который одинаково легко будет справляться с заданиями и гуманитарного и естественно – научного цикла, сможет легко ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять полученные знания на практике. В современных условиях дефицита рабочих мест, такой выпускник не впадет в панику при увольнении с работы или при сокращении. Он легко сможет пройти переподготовку и применять свои умения в другой профессии.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.

Выделяют несколько метапредметов: «Задача», «Знание», «Знак- символ», «Проблема». Их список можно продолжить, в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т. д.

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать полученную информацию с помощью схем.

В рамках метапредмета «Знание»  формируются способности работы с понятиями и др.

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы. Здесь они осваивают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

Так суть  одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять кто я и какова моя роль в  мире и развитие системы природа-человек-общество.

На уроках географии в 5 классе мною используются разные метапредметные задания.

В рамках метапредмета «Задача» учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Переведите именованный масштаб в численный:

А) в 1 см 5 км _____________; Б) в 1 см 250 км ___________

       2. Переведите численный масштаб в именованный:

           А) 1 : 300 _____________;         Б) 1 : 30000 ___________

       3. Какая сторона горизонта соответствует азимуту 135°? ________

       4. Полуостров Индостан 70 млн. лет передвигался к берегам Евразии  вместе с литосферной плитой со средней скоростью 9 см в год. Какова длина пройденного Индостаном пути? (__________)

Первоначальные навыки и умения решения подобных задач учащиеся получают в начальной школе. На уроках географии они развивают это умение. Кроме географии,  такие задания встречаются при изучении физики и химии. Учащийся распознает, что это – тот же тип задачи, и быстро находит способ, которым надо ее решать. В таком случае можно сказать, что данное средство учащимся  действительно освоено как средство  универсальное – метапредметное.

 Метапредмет «Знак – символ»         

Этот метапредмет один из основных в географии, т.к. работа с легендой карты основана на работе с условными  знаками и символами.

На многих уроках, в том числе и на географии, учащиеся составляют схемы, например:

  1. Используя текст параграфа,  составьте схему «Осадочные горные породы»

Метапредмет «Знание»

  1. Планеты Солнечной системы делят на две группы: планеты – гиганты и планеты земной группы. В отличие от планет – гигантов, планеты земной группы имеют небольшие размеры и расположены ближе к Солнцу. Все планеты земной группы медленно вращаются вокруг своей оси. Планеты – гиганты, в отличие от планет земной группы, имеют кольца и быстро вращаются вокруг своей оси.

Назовите не менее двух отличительных черт планет земной группы и планет – гигантов.

  1. Земля одновременно совершает два вида движения: вращение вокруг своей оси и обращение вокруг Солнца.

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Благодаря этому происходит смена дня и ночи.

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за год. Из-за наклона земной оси разные части Земли в течение года нагреваются неравномерно. Этим объясняется наличие разных сезонов года.

Что произойдет, если Земля перестанет вращаться вокруг Солнца?

Выполняя данные задания, учащиеся приобретают  естественнонаучную  грамотность (умение  описывать,  объяснять,  прогнозировать явления окружающей  действительности  с  естественнонаучных  позиций, действовать   в  соответствии  с  ними).

Использование метапредметного подхода способствует формированию универсальных учебных действий. Действий, которыми можно пользоваться на любом уроке, в любом виде деятельности. Эти умения помогут выпускникам творчески решать проблемы и быть успешными в дальнейшей жизни.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Комментарии

Татьяна Сергеевна Дудина, учитель биологии и химии
27.04.2016 | 06:56

Татьяна Станиславовна! Скажите, пожалуйста, как вы осуществляете взаимодействие с другими-учителями предметниками по озвученной теме, чтобы повысить продуктивность данного метода?

Порошина Е.Г.
28.04.2016 | 20:48

Татьяна Станиславовна! Спасибо за полезную, интересную информацию на сегодняшний день, тема актуальна. Как часто вы используете метапредметы? Во всех классах? Ожидаемый результат?


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: